У Грузии есть все основания для формирования более тесных связей с тремя другими соседними республиками из состава бывшего СССР. На прошедшей вчера в Киеве встрече в верхах президент Саакашвили заявил лидерам Украины, Молдавии и Азербайджана, что он нуждается в союзе с ними для развития демократии, укрепления связей с Евросоюзом и создания в перспективе зоны свободной торговли. Он явно старался показать, что это объединение окажется гораздо более эффективным, нежели Содружество Независимых Государств, куда входят двенадцать бывших советских республик, и которое было объявлено этими четырьмя лидерами недееспособным и находящимся под властью России.
Обида на Россию - это мощная сила во многих соседних с ней странах, особенно в таких, как Грузия и Украина, которые считают, что Кремль пытался помешать победе их недавних демократических революций. Они обвиняют Россию в попытках экономического давления, в противостоянии их усилиям по сближению с НАТО и ЕС, а также во вмешательстве в их внутренние дела. Особенно возмущена в этом плане Грузия. Вчера она выступила с протестом против визита высокопоставленного депутата российского парламента в отколовшуюся грузинскую провинцию Абхазию, пользующуюся мощной поддержкой Москвы. Это, как заявили официальные грузинские представители, была "очередная попытка посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии". Данные обвинения повторил и находящийся в Лондоне грузинский премьер-министр, который вчера призвал Запад усилить поддержку его стране.
Провоцировать Москву опасно. Русские очень болезненно, зачастую с параноидальной чувствительностью реагируют на действия соседей, подозревая их в попытках окружения и создания угроз, особенно если эти соседи пользуются поддержкой таких мощных держав, как Китай и Соединенные Штаты Америки. В Москве по-прежнему доминирует менталитет антагонизма: любые шаги Украины, Грузии или Азербайджана навстречу Западу могут идти только в ущерб связям с Россией. И Москва, если ее разозлить, способна наносить ответные удары. Она молчаливо поддерживает сопротивление сепаратистов в отколовшихся грузинских провинциях. Таинственный взрыв на главном газопроводе из России оставил Грузию в разгар январской зимней стужи без топлива. А недавний запрет России на импорт грузинского вина и минеральной воды, якобы содержащих вредные для здоровья компоненты, является откровенной попыткой экономического давления.
Грузия, однако, не предпринимает практически никаких усилий, чтобы снизить обеспокоенность России. Она в огромной степени зависит от тех денежных средств, которые переводят в страну два миллиона живущих в России грузин. Но Тбилиси редко упускает возможность покритиковать или поиздеваться над своим соседом. Самым большим вызовом стало то, что Тбилиси пригласил американцев не только в качестве военных инструкторов, но и как влиятельных советников в ключевые министерства, в том числе, и в министерство обороны. Да, времена сфер влияния супердержавы канули в Лету. Но проблема Вашингтона состоит в том, что его помощь воспринимается грузинами и русскими вне всякого контекста.
Ни Грузия, ни ее соседи, стремящиеся к более тесным отношениям с Западом и его институтами, ничего не выиграют от того, что будут призывать на свою голову жесткую реакцию Москвы, которой они все боятся. И здесь Америка может помочь своими осторожными и умными действиями.
____________________________________________________________
Русских скоро не будет ("The Wall Street Journal", США)
Президент Саакашвили настороженно смотрит на Россию ("The Financial Times", Великобритания)
Грузины собирают гроздья российского гнева ("The Financial Times", Великобритания)