Нет смыла говорить о горячей любви между Россией и НАТО. Но значит ли это, что речь идет о прямой ненависти? И это не так. Как это часто бывает в жизни, истина лежит посредине между этими двумя крайностями. И отличительной чертой отношений Североатлантического альянса и Москвы является скорее поиск пересекающихся интересов, предотвращение конфликтов и прагматичное сотрудничество.
Оглянувшись назад, можно сказать, что они прекрасно ладят между собой - нынешнее положение нельзя и сравнивать с противостоянием времен 'холодной войны'. 26 стран НАТО и Россия умещаются за одним круглым столом, не дерутся и тон их бесед вежливый. Зачастую вежливыми они остаются и при различных мнениях.
Очевидно, сохранять такую взвешенную обстановку помогает и основной документ Совета НАТО-Россия (английское сокращение NRC), согласно которому внутренние дела государств не подлежат рассмотрению.
Сложные вопросы
Поэтому страны НАТО не могут за столом NRC поднимать те темы, которые касаются развития не вызывающих особых надежд внутренних дел России. Точно так же Россия не может поднимать темы, касающиеся внутренней политики стран НАТО.
Кроме того, основной документ NRC предусматривает и отличную от прежней модель поведения. Если в прежней модели поведения речь шла о членах НАТО с одной и России с другой стороны, то в формате NRC все сидящие за столом государства, так сказать, равны, представляя, прежде всего, свои национальные интересы. Изменение отражается и в порядке рассаживания представителей государств, который можно в определенной мере считать символичным - Россия в настоящее время по алфавиту размещается между Румынией и Словакией.
Но ни правила рассаживания, ни основной документ NRC не отнимают у стран НАТО прав или возможностей рассматривать между собой темы, касающиеся России или вопросы будущих обсуждений NRC.
Означает ли сказанное выше, что в формате НАТО - Россия все искусственно приглажено и за все столом только мурлычут? Конечно, нет. Так как внутренняя политика отражается и в политике внешней, то различные взгляды все равно оказываются на поверхности, будь то темы Белоруссии, Украины, Кавказа или Узбекистана.
Сейчас страны пришли к принципиальному пониманию, что нет смысла скрывать острые темы. Подобным образом состоялось несколько обменов мнениями, в которых достаточно отчетливо просматривались различные подходы.
Похоже, что мы используем одни и те же термины, но их содержание видим по-разному. Зачастую кажется, что у нас различные системы ценностей. Если страны НАТО резко критикуют власти Белоруссии во время выборов, то Россия считает, что речь идет о совершенно демократичном процессе.
Ранее подобные различия проявлялись при оценке президентских выборов на Украине и в случае 'замороженных конфликтов' на Кавказе.
Постоянным источником непонимания является и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), согласно которому станы НАТО требуют от России выполнения Стамбульских обязательств и вывода оружия и вооруженных сил из Грузии и Молдовы. Москва же считает, что эти обязательства являются двусторонним вопросом России и Грузии, а также России и Молдовы.
Ралли НАТО
Подобные разногласия можно рассматривать по-разному, но, по моему мнению, полезно, когда играют открытыми картами. Это позволяет определить, в каких областях сотрудничать все же возможно.
В основном остаются только практичные проекты сотрудничества, такие как борьба с афганской торговлей наркотиками, антитеррористическая деятельность, управление кризисами, реформы обороны, логистика, сотрудничество сил обороны в более общем плане и т.п.
Возможно, некоторые темы выглядят слишком узкими, другие же, наоборот, слишком общими, но подобное общение в любом случае полезнее, чем полное отвержение и изоляция России - это сейчас было бы невозможно.
Одной из целей всей партнерской политики НАТО является развитие диалога, помощь в передвижении информации и поддержание контактов. Возможно, взгляды старшего поколения России на НАТО уже невозможно изменить, но подрастает новое поколение и его доступ к информации поможет формированию уже иного подхода.
Но никто не говорит, что это простой процесс. Хорошим примером устремлений НАТО и трудностей с их реализацией служит завершающаяся информационная кампания НАТО в России - 'Ралли Россия-НАТО'. Ознакомительные мероприятия проходят в девяти городах, начиная от Владивостока и заканчивая Псковом и Калининградом. Российские СМИ, освещавшие кампанию, рассказывали об акциях протеста и о том, что местные политики использовали мероприятия для демонстрации своего 'патриотизма и национализма' - ведь в России скоро пройдут местные выборы.
В некоторых СМИ появлялись статьи, направленные против НАТО и некоторые из них были очень злыми. Однако все это лишний раз подтверждает необходимость информирования людей.
Статус России
В России расширение НАТО, как и многие другие международные процессы, по-прежнему рассматриваются как процесс 'нулевой суммы', то есть с точки зрения, повышает это статус России или принижает.
В последнее время у Москвы с ростом запасов нефтегазовых долларов, растет и самоуверенность, и желание вновь стать силовым центром на мировой арене, а также одним из главных деятелей среди сверхдержав. Все громче раздаются призывы признать статус России.
Обеспокоенность своим статусом свойственна многим государствам. Но в случае с Россией добавляется еще и поиск самобытности и определение себя как действующего против чего-то, а не за.
В НАТО отчетливо понимают, что происходит в России, но от этого желание продолжать сотрудничество ничуть не уменьшается, а наоборот. Не будучи слишком оптимистично настроенными в отношении быстрого достижения результатов, его все же нужно поддерживать. Диалог не всегда означает единодушие, но он позволяет сторонам сохранять ситуацию прагматичного сотрудничества, что значительно выгоднее открытой конфронтации.
Харри Тиидо - посол Эстонии при НАТО