В понедельник вечером, то есть в тот день, когда Вы утром выступили на Эстонском радио, произошло очередное нападение на защитника "Бронзового солдата" на Тынисмяги.
На зажигавшую свечу члена инициативной группы "Список Кленского" Ларису Нещадимову напал неизвестный молодой человек и опрыскал ее лицо краской. . .
Это - третий инцидент с применением насилия по отношению к человеку за три последних дня после проведенного 20 мая по инициативе Тийта Мадиссона несанкционированного (незаконного!) шабаша у монумента на Тынисмяги.
Кровь и цветы у "Бронзового солдата"
Участники этой политической вакханалии при полном попустительстве полиции залезали на памятник, карабкались на "Бронзового солдата", плевали ему в лицо, пытались вешать ему на шею оскорбительного содержания плакат: "Освободитель - убийца".
Зато когда прошло 45 минут после завершения митинга и один молодой человек отбросил в сторону прислоненный к монументу транспарант, то был тут же задержан. Еще один пример избирательности - 9 мая полиция отобрала у одного из пришедших к памятнику на Тынисмяги старинный патефон с советскими пластинками военных лет.
Г-н премьер-министр, Вы не задавались вопросом, почему полиция стала бояться призывать к ответу грубо и вызывающе нарушающих общественный порядок национал-радикалов? Отвечу: импотентная самолюбующаяся власть нуворишей и оголтелые, "придворные" СМИ заранее создали прецедент 9 мая, когда два пикетчика пришли выражать протест к памятнику, у которого собрались тысячи людей, чтящих память тех, кто воевал с немецкими захватчиками и ускорял победу над нацизмом.
Kanal 2 в тот же вечер объявил конкурс, в котором надо было отвечать на вопрос "Где сегодня русские осквернили эстонский флаг: у музея оккупации или у памятника на Тынисмяги?" Победителю - 1000 крон. Это не навевает Вам аналогии? Такая безнаказанная вседозволенность - верный признак государственного психотеррора, в данном случае направленного на неэстонцев.
Итак, во-первых, при чем тут русские? Среди приносящих цветы были и эстонцы (да-да!), были представители самых разных национальностей. На Западе считается недопустимым и неприличным подчеркивать национальность и вероисповедание людей, это - их личное дело. У нас в Эстонии подчеркивание национальности так же обычно, как в Алабаме - цвет кожи во времена Мартина Лютера Кинга.
Во-вторых, никакого нападения на флаг не было. Никто не хватал за древко, не рвал полотнище. Кстати, того, кто нес триколор, ругал другой эстонец, обзывая соотечественника нацистом. Но Вы, отвечая на вопросы радиожурналиста, спокойно опирались на ложь.
Все это хорошо видел я, стоявший в тот момент неподалеку. Это видно и по кадрам, показанным по ТВ. Правда состоит в том, что вытеснять стали не флаг, а человека, который держал в руках транспарант. На нем был оскорбительный для собравшихся текст, провоцирующий столкновение: "Этот освободитель депортировал эстонцев за пределы Эстонии". Может, Вы назовете нам имя заказчика этой стряпни? Думаю, назвав его, Вам пришлось бы уйти в отставку.
Команду "Ату!" дали на Тоомпеа
Обратите внимание на синхронность действий распоясавшихся политических экстремистов и последних заявлений членов правительства, один из которых - Вы, другой - Ваш однопартиец, министр обороны.
На правительственной пресс-конференции сразу после 9 мая Вы заявили, что переносу "Бронзового солдата" мешает только одно обстоятельство - захоронения, хотя о них якобы ничего не известно (Так выясните наконец!). Но главное - в чем тогда по сути Вы расходитесь с "подрывателем" Юри Лиймом? Только в методах.
А министр обороны Юрген Лиги, который, будучи официальным лицом, заявил, что воевавших в немецких мундирах эстонцев (кстати, а почему только эстонцы? Были среди них и местные русские) следует считать борцами за свободу и им надо дать статус освободителя Эстонии. Но ведь по сути то же самое говорил главный местный пропагандист нацистской идеологии во времена немецкой оккупации д-р Мяэ. В 1943-44 годах он призывал эстонцев выполнять национальный долг - воевать в Эстонском легионе. Призывы на архивных плакатах красноречивы: "Настоящий эстонец воюет в Эстонском легионе", "В Эстонском легионе царит дух Калевипоэга".
А почему эти плакаты не выставлены в Музее оккупации? Да и наша пропаганда, восхваляющая защитников независимости Эстонии, воевавших в немецких мундирах, упорно замалчивает правду о войне. Сходите в государственный архив на улице Мадара и ознакомьтесь, к примеру, с фондом R-358 (nimistu nr 2, sailiku nr 2). В отчете пронацистской оккупационной организации "Омакайтсе" за 1943 год (стр. 11) сможете вычитать, что "Вне территории Эстонии префектуры полиции Пскова и Красного Села укомплектованы из числа эстонцев". Об их зверствах тоже немало документов.
Это лишь толика правды о том, как и где отстаивали независимость наши "освободители"! Не потому ли "пропали" имевшиеся в фонде материалы про зверства против мирного населения и работников сельсоветов, которые чинила диверсионная группа "Эрна", ставшая у нас эталоном патриотического воспитания.
Так что это как раз высшая власть, и Вы с министром обороны, и те, кто разрешили альтернативный провокационный пикет 9 мая, науськивали экстремистов.
"Обоснование" переноса памятника
Говорят, что разрешение на проведение 9 мая альтернативного пикета было провокационным. Но исходя из сказанного, выходит, что это была еще и скоординированная попытка властей прощупать, какова будет реакция сторонников монумента, чтобы определить дальнейшую тактику.
Разве не на это намекал министр внутренних дел? Проявив профессиональную непригодность, он высокомерно и политически безответственно дал понять, что у полиции помимо охраны Тынисмяги и так много работы, и что надо что-то предпринять с памятником, так как он-де постоянно провоцирует столкновения между жителями столицы. Но при этом у полиции есть силы и время охранять в глухомани памятник лихуласкому эсэсовцу в Лагеди.
Чтобы Ваша закулисная хитрость осталось незамеченной, Вы и вся государственная пропаганда рисуете нам жуткую картину взаимных столкновений и конфронтаций. Вот и Вы, ловко подыгрывая своим борзописцам, в последнем радиоинтервью говорили о драке. Да не было драки! Просто одному несогласному с националистами молодому человеку 20 мая брызнули из газового баллончика в лицо и до крови разбили лицо, что зафиксировали многие фоторепортеры и "неотложка". Так что нет пока столкновений, есть варварство кучки обезумевших на национализме экстремистов.
Но полагая, что перемещение монумента из центра города решит проблему, Вы выказываете поразительную для руководителя правительства наивность.
Во-первых, это место станет священным для большого числа сторонников памятника, духовный мир которых Вы просто не знаете и не хотите знать.
Во-вторых, национал-радикалы найдут новый объект, например, памятник "Русалке", собор Александра Невского на Вышгороде и пошло-поехало.
И не смейтесь, но, если бы не мировая общественность, то все закончилось бы откровенным желанием "перенести" на кладбище или за пределы Эстонии и местных русских. Ибо на "дне" возни вокруг Тынисмяги видна русофобия.
Выступил же недавно бывший посол ЭР в Москве Март Хельме в Delfi - он готов потерпеть еще 10 лет и ездить из Таллинна в Тарту по нынешнему "узкому" шоссе, если необходимые для расширения дороги деньги пойдут на реэмиграцию в Россию "наших любимых славиков".
И никто из высших должностных лиц или журналистов, или интеллигенции его не осуждает! Зато когда про гражданский мир и согласие что-то вполголоса сказал Президент, то Вы лично беспардонно посоветовали ему больше не выставлять свою кандидатуру на выборах.
Детский лепет в радиоэфире
Несерьезность и безответственность переноса памятника подтверждают и Ваши неслыханные заявления в радиоинтервью 22 мая, от которых приходил в недоумение (это чувствовалось в эфире!) даже интервьюировавшимй Вас лояльнейший журналист "Радио 4".
А завершили Вы свои доводы неслыханным для премьер-министра европейской страны, входящей в Евросоюз, бескультурной выходкой - мол, сегодня не важен вопрос о победителе и проигравшем в той войне, сегодня-де в Германии актуальны другие вопросы, в частности, изнасилование советскими воинами-освободителями ста тысяч немецких женщин (?!).
Позвольте прокомментировать Ваши доводы.
Если Вы говорите о советской оккупации, которой с точки зрения международного права до 1950 года вообще быть не могло, то ответьте мне, как можно считать оккупантами "Бронзового солдата" и всех воинов Эстонского стрелкового корпуса - выходцев из Эстонии, то есть правопреемных граждан довоенной ЭР? Они что, свою собственную Родину оккупировали?
Памятник на Тынисмяги не символ оккупации, это символ народной, возможно и на генетическом уровне памяти, которая сохранила страх за экзистенцию русских - если для Европы война была "всего лишь" мировой, то для русских - Великой Отечественной. По последним подсчетам они потеряли в ту бойню 40 миллионов человек, белорусы - каждого второго! Только 3% 18-летних русских, ушедших на войну, вернулось домой. Нет семьи, которая не потеряла бы кого-то в той войне. Странно, что эстонцы, хорошо знающие, что такое экзистенциальные страхи, не могут войти в положение людей, которые живут с ними бок о бок и которые составляют четверть населения страны. Налицо этнический эгоизм нашей элиты и национал-экстремистов. Ваш политический дальтонизм не позволил понять и того, что красный флаг на Тынисмяги - это флаг Победы, водруженный над Рейхстагом в мае 1945 года. Вам наверное не понять, отчего осуждающие сталинизм парижане не переименовывают свой Сталинградский бульвар. Просто они умеют вычленять из явлений и событий позитив и негатив. Учитесь у Европы, г-н Ансип!
Очень хочется знать, на каком таком основании Вы говорите за весь эстонский народ. Вы референдум проводили? Или Вы привыкли за 15 последних лет выдавать мнение и позицию стоящей у власти клики за мнение народа. Или Вы забыли про тревогу нашей интеллигенции, напомнившей об опасности "молчаливого" общества. Потому что несогласные с официальной политикой люди живут в страхе потерять работу, положение в обществе. Но может быть под "народом" Вы имели в виду и скинхедов, другую маргинальную молодежь, которые выросли на национальном чванстве, культивируемом пропагандой и этнической политикой государства последних 15 лет?
Не смокинг украшает политика
Но главное даже не в этом. Невольно, в националистически-патриотическом угаре Вы дали понять, что в Эстонии отдельно живут эстонский народ и остальная часть населения, мнение которого, в частности, о монументе Вас вообще не интересует. Вы и еще один Ваш товарищ по партии - злополучный министр народонаселения, идейный националист Пауль-Ээрик Руммо, считаете гуманным уже то, что неэстонцам позволено ходить по эстонской земле, ибо для него и Вас главное - принцип крови своих подданных, а не принцип территории, на которой живут люди и должные по европейским представлениям уже поэтому быть во всем равными.
Ваше понимание свободы человека - это следование всеми жителями, и неэстонцами - тоже, ментальности ограниченной, по-хуторскому мыслящей элиты. Но по какому праву? Если многие нормальные эстоноземельцы в отличие от Вас не просто считают себя европейцами, но являются таковыми. Вы же полагаете, что, надев смокинг, автоматически становитесь аристократами. Увы, для этого мало уметь вести себя в обществе, правильно пользоваться ножом и вилкой, преуспевать в дизайне. . . Когда речь заходит о большем, не бытовой, а цивилизационной культуре, то поведение и действия нашей элиты сродни попавшему на прием к английской королеве капризному и хамовитому отроку, который ведет себя вызывающе, так как он избалован состраданием и жалостью за трудное детство в условиях "советской оккупации".
Вы не посчитались со сторонниками монумента, которых не сто и не тысяча. А Вы подумали о возможных межэтнических столкновениях и вовсе не у памятника? Или Вы не усвоили еще слова Уинстона Черчиля, который говорил, что политик живет только сегодняшним днем, государственный деятель - еще и завтрашним?
А потому Вы должны не просто признать, что astusite ambrisse, как метко говорит эстонская народная мудрость. Вы должны повернуться лицом к неэстонскому населению и относиться к нему по-европейски, то есть гарантировать им равные права во всем и везде, и не только на бумаге.
Или признайтесь, что, вступив в европейское сообщество с его гуманистическими традициями, Эстония на самом деле преследует две цели: финансово доить Евросоюз и на трайбалистском уровне восполнять историческую несправедливость - строить на средневековой манер моноэтническое государство с сегрегированным обществом.
Димитрий Кленский - правопреемный гражданин ЭР