Европа должна полностью и безоговорочно поддержать президента Путина, который неоднократно высказывался в пользу надежного и конструктивного партнерства в энергетической области.
Это в интересах Европы, позиции которой в мире, где энергетика является стратегическим вектором, весьма уязвимы. Соединенные Штаты очень хорошо это понимают. И новая 'Большая игра' американцев против Европейского Союза, целью которой является контроль над энергоресурсами, находится на переднем крае международной политики. На Ближнем Востоке главенствующее положение США не вызывает ни у кого сомнений: война в Ираке позволила англосаксам стать нефтяными королями этой страны. И Саудовская Аравия, и ОАЭ отдают предпочтение англо-саксонским компаниям.
То, что по иранскому вопросу европейская политика подстраивается под политику США, позволяет предположить, что как только 'страсти по Ирану' утихнут, Америка станет господствовать и в этой стране тоже.
Безусловно, позиции Франции в Гвинейском заливе и в Анголе сильны, но и там тоже набирают очки Америка и Китай. Тесные связи между американскими нефтяными компаниями и правительством позволяют США проводить динамичный и агрессивный политический курс, которому ЕС не может противопоставить хорошо продуманную линию защиты.
Нужно безотлагательно начать действовать. . . Европейский Союз должен выработать единую позицию, диверсифицировать свои иностранные источники и маршруты поставок энергоносителей и, в частности, заключить новые партнерские соглашения с Россией, энергетическим гигантом, ближайшим соседом и главным поставщиком ЕС. Время не терпит, так как Россия уже ведет переговоры с Китаем и Японией. Диалог между Россией и ЕС по вопросам энергетики уже начат, но многочисленные соглашения еще не вступили в силу. Доля ЕС в объеме продаж и прибыли 'Газпрома' составляет 30 и 70 процентов соответственно. Еврокомиссия оценила объем инвестиций, необходимых для обеспечения бесперебойных поставок и модернизации энергетических объектов, в 715 миллиардов долларов.
Поэтому ЕС должен рассматривать укрепление позицией России в роли поставщика энергоносителей - передавая ей технологии и инвестируя в эту страну - как дело жизненной важности. Эффективность работы газопроводов и нефтепроводов, совместное управление ими также способствуют безопасности поставок. Недавний конфликт между Россией и Украиной выявил отсутствие координации внутри ЕС по данному вопросу.
Путь это будет ему наукой. Некоторые государства полностью зависят от российского источника снабжения. ЕС был крайне удивлен решением России больше не продавать газ Украине по цене в пять раз ниже цены на международных рынках. Это искреннее недоумение ЕС выявляет отсутствие у него реализма и его полную неподготовленность.
В то время, когда державы ведут настоящую войну за контроль над энергоресурсами - экономическую, но порой и с применением самого настоящего оружия, как в случае американской авантюры в Ираке - каждая из стран-членов ЕС разрабатывает свои собственные правила игры. Одни выбирают почти повсеместное использование ядерной энергии, другие предают ее анафеме. Сложение двадцати пяти энергетических политик не дает в сумме единую энергетическую политику Европы.
США же разработали стратегию 'шелкового пути' и играют 'первую скрипку' на Ближнем Востоке. Россия контролирует газ Средней Азии. Индия и Китай где только можно скупают доли участия в разработке нефтяных месторождений. Международная политика, проводимая Китаем, позволила ему через Иран и Саудовскую Аравию подобраться к европейским поставкам в Африку, где он уже присутствует и дипломатически, и экономически.
Если государства-члены ЕС будут продолжать действовать по принципу 'каждый за себя', ЕС это может дорого обойтись. Необходимо твердо усвоить тот факт, что политический вес ЕС напрямую зависит от той доли энергетического рынка, которую он коллективными усилиями сможет завоевать, в том числе благодаря сотрудничеству внутри Европы и на международной арене, где стратегическое партнерство с Россией должно стать главным приоритетом ЕС.
Аймери де Монтескью является сенатором Парламента Франции от Департамента Жер, секретарем комиссии Сената по вопросам ЕС
____________________________________________________________
Россия заслуживает права встать во главе Совета Европы ("The International Herald Tribune", США)