Марк Твен (Mark Twain) однажды сказал, что все жалуются на погоду, но никто ничего с этим не делает. То же самое можно сказать и о зависимости Америки от нефти. Со времен Ричарда Никсона (Richard Nixon) для американских президентов призывать к энергетической независимости стало таким же обычным делом, как и горевать о падающем уровне моральных ценностей. Джордж Буш (George W. Bush), который будет сегодня выступать по данному вопросу, не является исключением - в своем январском Обращении к нации он объявил, что Америка "зависит от нефти".
С тех пор г-н Буш практически не предпринимал попыток объяснить, как он освободит Америку от этой зависимости. Вместо этого вакуум заполнили законодатели, выдвинув весьма причудливый список предложений по обузданию высоких цен на бензин. Некоторые из них, например, идея республиканцев о предоставлении каждому налогоплательщику налоговой льготы в размере 100 долларов США, или план демократов приостановить на два месяца взимание и без того низкого налога (составляющего 18,4 цента за галлон бензина), уже были справедливо высмеяны и отвергнуты. Другие, такие как заявления о том, что ведущие нефтяные компании нажились на повышении цен после ураганов Катрина и Рита, скорее всего ни к чему не приведут. В понедельник Федеральная торговая комиссия заявила, что она не нашла признаков сговора. Тем не менее сенаторы все равно проводят слушания по этому вопросу.
Остается еще ряд других инициатив конгресса - некоторые из них разумные, некоторые нет - которые в общем не особо способствуют тому, чтобы Америка стала ближе к обретению внятной энергетической стратегии. Из них самым известным является план, предусматривающий начало добычи нефти в Арктике. Однако потребуются годы, чтобы новые поставки влились в общий поток, кроме того, они не окажут какого-либо существенного влияния на мировые цены на нефть. Другие будут наказывать нефтяные компании за чрезмерные доходы путем отмены налоговых послаблений на разработку нефтяных месторождений в Мексиканском заливе. При этом никто не предлагает компенсировать нефтяным гигантам их потери, когда на противоположном конце цикла прибыли сменятся убытками. Наконец, имеется рад не вызывающих возражения, однако маргинальных идей, таких как поощрение инвестиций в альтернативные виды топлива: этанол, водородные топливные ячейки и газообразный уголь.
Отсутствует одно: вера в рыночные решения. Хотя это и понятно, что политики не хотят, чтобы в год выборов бензин стоил 3 доллара за галлон, частный сектор уже вкладывает значительные средства в исследования других технологий. Альтернативные виды топлива, такие как этанол, получаемый из зерновых, неэффективны и субсидируются конгрессом по большей части из политических побуждений, так как зерновые выращиваются главным образом в западных штатах, по которым проходят политические турне. А доказавшие свою эффективность виды топлива, такие как этанол из сахара, производимый в Бразилии, облагаются огромными налогами в угоду американскому сахарному лобби. Тем временем список налоговых послаблений и субсидий на потребление бензина с каждым годом становится все длиннее. Стоимость бензина в Соединенных Штатах может быть и является высокой по сравнению с прежними временами, однако все еще является очень низкой по сравнению с ценами в Европе. Г-н Буш может добавить смелости и реализма нынешним дебатам, заявив, что они должны быть еще выше.