Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пришло ли время рублю стать первоклассной валютой?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия хочет сделать свою многострадальную валюту полностью конвертируемой. Что ж, самое время - в июле состоится саммит 'Группы Восьми' в Санкт-Петербурге. Но скептиков еще немало

Россия хочет сделать свою многострадальную валюту полностью конвертируемой. Что ж, самое время - в июле состоится саммит 'Группы Восьми' в Санкт-Петербурге. Но скептиков еще немало.

Все-таки времена в России очень изменились. Любой, кто приезжал в Советский Союз в конце 80-х годов, помнит, как на него буквально налетала толпа людей, стремившихся 'слить' свои тухлые рубли и получить взамен твердую западную валюту. Даже после падения коммунизма, когда в России наконец все получили возможность продавать рубли законно, они всеми правдами и неправдами стремились от них как можно быстрее избавиться и хранить сбережения дома, в чулке - причем в долларах, в валюте, которой они доверяли. Российские же власти в это время с помощью административных барьеров создавали для рубля тепличные условия, добиваясь этим лишь того, что рубль явно оставался валютой второго сорта, за пределами России хождения не имевшей.

Так что сегодня, через четырнадцать лет после перехода к рынку, Россия переживает довольно знаменательное событие - начинает что-то делать для того, чтобы рубль стал полностью конвертируемой денежной единицей. Во всяком случае, именно такую задачу поставил президент России Владимир Путин в недавнем послании Федеральному Собранию. Путин потребовал от правительства устранить остающиеся ограничения уже к первому июля - то есть на шесть месяцев раньше, чем прописано в последнем валютном законе, принятом в 2004 году.

- Для России это хороший пропагандистский ход, - считает Питер Уэстин (Peter Westin), главный экономист российского 'МДМ-банка'.

Уэстин отметил, что вновь установленный срок практически вплотную подходит к дню, когда Путину предстоит принимать в Санкт-Петербурге глав иностранных государств, прибывающих на саммит 'большой восьмерки'.

СБРОС ДОЛЛАРОВ

Вне всякого сомнения, решение об отмене валютных ограничений после 1998 года, отмеченного финансовым кризисом и резкой девальвацией рубля - это символ примечательного поворота в финансовых делах России.

- У них огромный профицит, и они откладывают все нефтяные деньги. А это значит, что валюта очень сильна, - утверждает Эл Брич (Al Breach), глава исследовательского отдела московского инвестиционного банка UBS.

Благодаря рекордным ценам на нефть Россия ежегодно зарабатывает на экспортных поставках десятки миллиардов долларов, обеспечивающих спрос на рубли. В то же время власти проводят весьма консервативную фискальную политику: большая часть свалившихся на Россию доходов используется для выплаты долгов и накопления резервов. Недавно российские золотовалютные резервы, в 1998 году не превышавшие 15 миллиардов долларов, достигли цифры в 230 миллиардов.

К тому же, сейчас, когда Путин сказал то, что сказал, и население скупает рубли как никогда раньше. Все последние недели народ буквально осаждает пункты обмена валюты.

- Я избавилась от долларов, потому что совершенно не уверена в их устойчивости, - говорит Ирина Никольская, страховой агент из Москвы.

Все свои сбережения, 50 тысяч долларов, Ирина хранила во множестве коробок, спрятанных в разных уголках квартиры. Теперь она собрала их, разделила на две части - 20 и 30 тысяч - и обменяла: первую часть на евро, вторую - на рубли.

- Аналитики пишут, что теперь доллар не поднимется никогда, а наши журналисты пугают, что доллар упадет до 15 рублей. Сейчас люди выстаивают очередь, чтобы попасть в обменный киоск, - рассказывает она.

РАДОСТЬ БИЗНЕСА

В общем, все верно: нынешние события связаны не столько с тем, что люди стали так уж уверены в рубле, сколько с околопаническими настроениями, вызванными беспрецедентным падением доллара. В начале мая курс доллара перешел важный психологический барьер в 27 рублей, уйдя за него впервые с 1999 года. Однако уверенность в силе рубля пришла к населению еще до нынешнего падения.

Последнее утверждение доказывается хотя бы ростом объема рублевых банковских вкладов. В 1998 году он составлял всего 300 миллиардов рублей (12 миллиардов долларов); сегодня же он поднялся до 4,24 триллиона рублей, или 53 миллиардов долларов.

Поскольку доверие народа к своей валюте растет, правительство, проводя либерализацию правила ведения валютных операций, может позволить себе пойти на некоторый риск. Действительно, в последние годы самой большой проблемой, с которой они сталкивались, был не недостаток доверия к рублю, а огромный приток в Россию денег из-за рубежа, и те ограничения, которые еще оставались в силе, были по большей част направлены на то, чтобы контролировать приток, а не отток, средств.

- Всегда необходимо делать так, чтобы [в страну] не было слишком большого притока денег, - считает Питер Уэстин.

Если просто отменить валютные ограничения и никак этот процесс не контролировать, то это может привести к избытку спроса на рубли, указывает он.

- В этом плане есть еще немало проблем. Но, теоретически, экономика сейчас достаточно сильна, чтобы с ними справиться.

Свою пользу от либерализации получат и местные бизнесмены, и иностранные инвесторы. В основном пока еще не отмененные ограничения касаются заимствований российских компаний за рубежом и вложения денег иностранцев в ценные бумаги.

Например, если иностранная материнская компания выдает на два года заем свому же дочернему предприятию в России, один процент от этой суммы она должна на год разместить на счету в центральном банке. А - и это проблема поважнее - иностранные инвесторы, вкладывающие свои деньги в государственные облигации, обязаны положить сроком на один год 7,5 процентов от вкладываемой суммы.

СКЕПТИЦИЗМ ЭКОНОМИСТОВ

По словам московского юриста компании Baker & McKenzie Михаила Турецкого, большинство компаний страдает не столько от прямого увеличения издержек из-за ограничений, сколько от того, что процедура это долгая и бюрократическая. Тем не менее, их снятие приветствуется.

- Не то чтобы сами ограничения так обременительны - дело в том, что на их анализ и соответствующее планирование своих действий тратятся и время, и рабочие ресурсы, - утверждает Турецкий.

И все же для того, чтобы сделать рубль действительно свободно конвертируемой валютой, которая без ограничений обращалась бы во всем мире на круглосуточно работающих ликвидных рынках, простой отмены ограничений недостаточно, отмечает он.

- Главное препятствие на пути к конвертируемости - низкий интерес к российской валюте.

Экономисты также говорят, что для того, чтобы официальная конвертируемость перешла в реальную, требуется провести еще большую работу. Эл Брич из UBS считает, что интерес в мире к покупке и продаже рублей начнет расти лишь тогда, когда власть снизит инфляцию (а сейчас инфляция составляет 12 процентов) и, отказавшись от нынешней политики управления обменным курсом, отпустит рубль в свободное плавание. Пока этого не будет сделано, простой народ в России вряд ли почувствует на себе, что принесло ему движение к конвертируемости рубля, поскольку купить за границей рубли и открыть рублевый счет все еще будет проблематично.

БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ?

В послании Федеральному Собранию Путин признал, что для повышения спроса на рубль во всем мире необходимо еще немало сделать. Для стимулирования спроса на национальную валюту он призвал создать в России международную нефтяную биржу.

Если российская экономика продолжит развиваться нынешними темпами, то интерес к рублю в мире наверняка повысится. А в более долгосрочной перспективе будущее рубля может оказаться еще более привлекательным.

- Если посмотреть, как [плохо] ведут свою денежно-кредитную и финансовую политику США, мысль о том, что в один прекрасный день резервной валютой может стать рубль, совсем не выглядит глупостью, - рассуждает Эл Брич.

Что ж, может быть, до этого еще далеко. Однако никто не может отрицать: и сама Россия, и ее многострадальная валюта уже продвинулись довольно далеко вперед.