Сотрудничество России и Европейского Союза можно представить в качестве симбиоза. Европа зависит от устойчивого снабжения нефтью и газом, Россия, в свою очередь, располагает значительными запасами этого сырья. Следовательно, это взаимовыгодные отношения. Русские и европейцы из ЕС были по этому поводу всегда единодушны, однако с некоторых пор царит недоверие. Обе стороны подозревают друг друга в поиске своей собственной выгоды в ущерб партнеру. Поэтому было правильно поднять на встрече ЕС и России в верхах вопрос об энергоносителях. Было бы неправильно слишком многого ожидать от этого.
В Сочи при всем дружественном характере риторики стало очевидно, насколько серьезными являются разногласия. Монополист "Газпром", находящийся под контролем Кремля, хочет увеличить прибыль и влияние, включившись в выгодный бизнес с европейскими конечными потребителями. Но ЕС этим не особенно доволен, поскольку Россия не открывает свой энергетический рынок и настаивает на монополии транспортировки сырья. Россия к досаде ЕС отказывается ратифицировать уже подписанную Энергетическую хартию в ее нынешнем виде. Документ, обязывающий соблюдать принципы свободной конкуренции, сначала подписали и лишь затем внимательно прочитали, оправдываются русские. Однако это часть правды. Россия при президенте Путине все больше рассматривает нефть и газ в качестве средства влияния, которое она не желает упускать из рук из-за какой-то хартии.
Если встреча в верхах в Сочи и запомнится чем-то хорошим, то лишь договоренностью об упрощении визового режима. Из расплывчатого симбиоза может получиться что-то большее только в том случае, если у россиян и европейцев из ЕС будет возможность получше познакомиться друг с другом.