Сделка Алексея Мордашова с компанией "Arcelor SA" показывает, какие выгоды может принести безусловная лояльность Кремлю. Этот 40-летний магнат никогда бы не продал ОАО "Северсталь" компании "Arcelor" без согласия российского президента Владимира Путина.
Генеральный директор компании "Arcelor" Ги Долле (Guy Dolle), стремясь избежать поглощения своей компании компанией "Mittal Steel Co.", сделал предложения российскому металлургическому магнату Владимиру Лисину из ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", а также компании "Северсталь". Но осведомленные об этих переговорах люди говорят, что только г-н Мордашов получил согласие Кремля. Обе компании от комментариев воздержались.
Эта сделка делает г-на Мордашова единственным российским бизнесменом, которому удалось продать свою компанию крупной международной компании. Последним, кто пытался сделать то же самое, был нефтяной магнат и противник Путина Михаил Ходорковский, который 3 года назад чуть было не продал крупный пакет акций ОАО ЮКОС корпорации "Exxon Mobil Corp." В настоящее время он отбывает 8-летний срок тюремного заключения в Сибири, а его компания развалена, чтобы взыскать астрономическую задолженность по налогам.
Различие: г-н Мордашов никогда не пытался проводить независимую политическую линию, которая навлекла неприятности на г-на Ходорковского. Вместо этого он присягнул на верность Кремлю, выступив в качестве доверенного лица г-на Путина на выборах 2004 года и оказав содействие в осуществлении одного из любимых проектов российского президента: вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Руководство "Северстали" тесно переплетено с главной пропутинской партией "Единая Россия" как в общенациональной, так и в местной политике. Бывший менеджер "Северстали" Игорь Левитин стал министром транспорта РФ. Компания г-на Мордашова в прошлом году приобрела долю в независимом телевизионном канале "РенТВ", породив озабоченность, что она используется Кремлем в попытке поставить под свой контроль российские средства массовой информации (СМИ).
Однако у г-на Мордашова есть с г-ном Ходорковским несколько общих черт. Оба принадлежат к поколению ловких молодых бизнесменов, которые приобрели свои активы в ходе приватизаций 1990-х годов и преобразовали их из неэффективных советских динозавров в компании мирового класса.
Однако, в отличие от других российских бизнесменов, г-н Мордашов не является "варягом", история его семьи тесно связана с предприятием, которое он впоследствии стал контролировать. Он вырос в Череповце, промышленном городе в северной части России. Оба его родителя работали на местном сталелитейном заводе, который стал ядром "Северстали". Он пришел работать на это предприятие в конце 1980-х годов в возрасте 22 лет, как выпускник экономического факультета одного ленинградского института, после прохождения практики в Австрии - что было необычным для российского менеджера тех лет. В 1992 году он был назначен главным финансистом завода.
Г-н Мордашов позаботился о том, чтобы в ходе приватизации контроль над предприятием перешел в руки его руководства, скупив акции у работников и отбившись от московских магнатов. В конце концов, он стал владельцем 83% акций "Северстали" и в 1996 году стал главой компании, потеснив генерального директора советской эры.
"Приватизация, возможно, не была честной, но завод получил честного главу компании", - позднее заявил он российскому журналу "Итоги".
С тех пор он превратил "Северсталь" в огромную вертикально интегрированную компанию, которая является одной из самых эффективных и прибыльных в частном секторе России. Он приобрел угольные и железорудные шахты, которые снабжают "Северсталь", купил порты и одну автомобилестроительную компанию. Он стал одним из первых российских предпринимателей, которые начали покупать активы заграницей, купив обанкротившуюся компанию "Rouge Industries Inc." в городе Дерборн, штат Мичиган, США, а чуть позже - итальянскую сталелитейную компанию "Lucchini SpA", что входило в его планы превращения "Северстали" в компанию, которая по объему производства вошла в пятерку самых крупных мировых производителей стали.
"Эта компания зарегистрирована как публичная, но у нее есть один сверхмажоритарный акционер, который ведет себя соответственно", - сказал аналитик металлургической отрасли из московского банка "Ренессанс Капитал" Роб Эдвардс (Rob Edwards).
Как бы там ни было, сделка с компанией "Arcelor" вознесла парня из Череповца в высшие эшелоны мировой сталелитейной индустрии и выдвинула российские металлы - которые до сего времени, казалось, не играли роли в глобальной консолидации данного сектора - на передний план этого процесса.
____________________________________________________________
Алексей Мордашов: Сплав Востока и Запада ("The Wall Street Journal", США)