Санкт-Петербург - прекрасное место в начале лета, когда белые ночи заливают светом императорские дворцы и проспекты города. Поэтому неудивительно, что российский президент Владимир Путин любит похвастаться своим родным городом.
Три года назад во время 300-й годовщины царской столицы В. Путин принимал почти 40 глав государств, начиная от Джорджа Буша и Герхарда Шредера до белорусского диктатора Александра Лукашенко и Сапармурата Ниязова из Туркмении, который величает себя Туркменбаши, отцом туркменов. Борцы за права человека подвергли сомнению мудрость одобрения кандидатуры лидера растущей в авторитарном отношении России. И все же В. Путин сумел одновременно отпраздновать свое сотрудничество с Европой против войны в Ираке, заставить США проглотить это и стать признанным мировым лидером перед своими местными фаворитами.
Этим летом Санкт-Петербург (который местный юмор окрестил Санкт-Путинбургом) может увидеть повторение: впервые Россия будет председательствовать на саммите 'восьмерки', несмотря на растущий авторитаризм, продолжающуюся кровавую войну в Чечне, а теперь еще и поддержку ядерной программы Ирана.
Отклоняя растущую критику, Буш отвергает призывы бойкотировать саммит. 'Мне нужна возможность, когда я могу сесть с ним (Путиным) и очень откровенно поговорить о наших проблемах', - сказал Дж. Буш в конце марта в Доме Свободы в Вашингтоне.
Неужели Буш не прав? Вопрос о том, стоит ли встречаться с неприятными, но могущественными людьми, преследовал дипломатию с самого ее начала, и обе стороны этого вопроса бесконечно обсуждались - и безрезультатно. Таким образом, вероятно, лучше всего рассматривать обстоятельства каждого случая отдельно, обращаясь за руководством к прецедентам и намерениям.
В настоящее время известно, что 'восьмерка' была организована в 1975 г. как неофициальная группа, состоящая из США, европейской 'Большой четверки': Великобритания, Франция, Германия и Италия, а также Японии, впоследствии - с добавлением Канады. Она расширилась, чтобы в 1998 г. принять Россию по политическим, а не экономическим причинам. Несчастный статус России в качестве демократизированной, но все еще потенциально угрожающей, бывшей сверхдержавы сыграл свою роль так же, как и ее огромные энергетические запасы - вот почему никогда не приглашали вступить Китай, несравнимо более мощный в экономическом отношении, но неприемлемый с политической точки зрения. Действительно, хотя предположительно 'восьмерка' объединяла крупнейшие экономические системы в мире, теперь в нее входит страна, экономика которой размером с экономику Голландии, даже если ее все еще не допускают к обсуждениям министров финансов других стран-членов.
Оглядываясь назад, членство России, возможно, следует считать ошибкой. Россия стабилизировалась при Путине, но явно стала менее демократичной. Ее резкий экономический подъем произошел благодаря нефтяному и газовому экспорту, а не здоровому развитию рынка. Государство все еще управляет экономикой, как считает целесообразным, как подробно показывает фактическая ренационализация ЮКОСА.
С другой стороны, Кремль воздерживается от международного авантюризма и достаточно последовательно поддерживает Соединенные Штаты в их 'войне с террором'. По мере того как европейские экономические системы становятся все более зависимыми от российской нефти и газа, а американские вооруженные силы в Средней Азии - от российского согласия, отмена решения о принятии России в 'восьмерку' стала неблагоразумной с политической точки зрения. Саммит 2003 г. подтвердил привилегированное положение России. Повторение этим летом сделает это положение почти непоколебимым.
Доказал ли свою эффективность 'откровенный разговор о наших проблемах', оправдание дружеских встреч с подобными Путину? Возможно, нет. Тем не менее, хотя с тех пор как Путин пришел к власти в 2000 г., Россия движется в обратном направлении в плане построения демократии, его политика могла быть хуже, если бы его игнорировали. В любом случае бойкот предстоящего саммита Соединенными Штатами был бы российским триумфом, т.к. он привел бы Запад в смятение.
Но должны быть пределы терпимости Запада, особенно принимая во внимание повестку дня саммита, которая включает в себя гарантию энергоснабжения, борьбу с заболеваниями, поддержку образования, борьбу с терроризмом и нераспространение ядерного оружия. Является ли Россия надежным партнером в этих вопросах?
Россия, по сути, является основным провайдером ненадежности энергоснабжения в Европе. Ее газовый шантаж Украины напугал весь континент, а ее новый Балтийский трубопровод в Германию вызвал вопли гнева со стороны Польши и Балтийских государств, которые злятся из-за потери экономических и политических дивидендов, которые дает им маршрут трубопровода через их территорию. Они также боятся, что Россия будет использовать энергию в качестве оружия против них в будущем, как только новый трубопровод позволит Кремлю делать это, не затрагивая Западную Европу.
Это не произвело большого впечатления на их немецких партнеров в ЕС - неудивительно, так как Шредер теперь возглавляет консорциум, который будет строить трубопровод. Как выразился бывший французский премьер-министр Пьер Моруа в 1981 г., когда он отказался отменить газовую сделку с СССР, по поводу введения военного положения в Польше: 'Нужно ли добавлять страдания французов, лишенных газа, к страданиям поляков, лишенных свободы?' Старые привычки живучи.
Российское досье столь же уныло и по другим пунктам, стоящим на повестке дня саммита. Она возглавляет список по распространению предотвратимых заболеваний - не только ВИЧ, но и туберкулеза, при том, что только в прошлом году 32000 случаев заболевания туберкулезом закончились смертельным исходом, а ее образовательные нормы находятся в серьезном упадке. Что касается терроризма, то Россия была первой страной, которая приняла официальную делегацию ХАМАСА после палестинских выборов, и она продолжает сокрушать чеченский террор и сопротивление методами, которые привели бы ее в Международный суд, если бы она не была членом Совета Безопасности. По поводу нераспространения ядерного оружия просто спросите аятолла в Тегеране.
Россия Путина - это не место для проведения саммита демократических лидеров, особенно после жалких результатов последнего. Повестка дня саммита тоже не оправдывает место его проведения. В то время как политика Путина могла быть намного хуже - вполне законно отдать ему должное, где он этого заслуживает - России нельзя позволить принимать Запад как само собой разумеющееся. Ничего не добиться, если порвать отношения с Россией и участвовать в конфронтации с ней, но нет никакой причины не отвечать на 'реальную политику' 'реальной политикой'.
Константы ГЕБЕРТ - ведущий польский аналитик и комментатор по вопросам безопасности