Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Северсталь' спешит на помощь

Объединившись с российской компанией, Arcelor обезопасит себя от посягательств конкурентов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не следует забывать и о традиционных опасениях иностранных инвесторов, имеющих дело с российскими компаниями: как формировались активы 'Северстали' во времена 'дикого капитализма' в России в начале 90-х годов, насколько хороши отношения у стоящего у руля компании олигарха с Владимиром Путиным, прозрачна ли деятельность компании?

LIVE!

Беседа корреспондента РФИ, Натали Амар, с профессором Университета Пари-Дофин, Филиппом Шалменом (Philippe Chalmin)

Вопрос: Добрый день, Филипп Шалмен. Можно ли было предполагать, что компания Arcelor пойдет на такой шаг?

Ф.Ш.: Добрый день. В принципе, он планировался заранее. После Общего собрания акционеров появилась возможность увеличить стоимость активов компании и сделать на них какое-либо крупное приобретение.

Вопрос: Но почему Arcelor обратила свой взгляд на российскую 'Северсталь'? Были ли у них ранее какие-либо контакты? Что реально может дать российская компания французскому лидеру отрасли?

Ф.Ш.: Нужно отдавать себе отчет в том, что в мире не так уж много компаний, равных по силе Arcelor и способных оказать ей реальную помощь против экспансии 'Mittal'. Ранее речь шла о контактах с 'Nippon Steel' - но японцы не выразили желания сблизиться с французской компанией - и немецкой 'Tyssen Krupp'. Китайские компании на данный момент остаются 'закрытыми' от возможных слияний, в результате на рынке остался только один 'лакомый кусок' - лидер постсоветской сталелитейной промышленности 'Северсталь'.

Вопрос: Самый актуальный на данный момент вопрос - что может осложнить слияние двух компаний?

Ф.Ш.: В первую очередь может возникнуть проблема несовпадения ментальности между российским гигантом и многонациональной компанией. Я изначально был весьма скептически настроен в отношении предложения компании 'Mittal Steel'. Ведь что такое Arcelor? Это результат многолетней интеграции французской, испанской, люксембургской, бельгийской, фламандской и валлонской ментальностей и культур. Эта же проблема может проявиться и в отношениях с российским партнером.

Кроме того, не следует забывать и о традиционных опасениях иностранных инвесторов, имеющих дело с российскими компаниями: как формировались активы 'Северстали' во времена 'дикого капитализма' в России в начале 90-х годов, насколько хороши отношения у стоящего у руля компании олигарха с Владимиром Путиным, прозрачна ли деятельность компании?

Вопрос: Уточню для наших слушателей. Компанию возглавляет олигарх Алексей Мордашов, чье личное состояние журнал 'Forbes' оценил в 7 миллиардов 600 миллионов долларов. Действительно ли у него хорошие отношения с президентом Путиным?

Ф.Ш.: Сегодня олигархи в России переживают непростые времена, как во времена царя Ивана Грозного. Либо ты лоялен и что называется 'при дворе', либо ты в ссылке, как Березовский, или в тюрьме, как Ходорковский.

Однако подобного рода отношения никак не укладываются в рамки европейского мышления, которое тщательно прививалось в Arcelor, повторюсь, в течение десятилетий. Самым главным своим достижением компания считает то, что ей удалось превратиться в настоящую европейскую компанию. И, конечно, такие события в России как дело 'ЮКОСа' или газовые войны 'Газпрома' не добавляют популярности той же самой 'Северстали' в глазах европейских партнеров.

Вопрос: Мы все помним резкую реакция правительства Франции на попытку компании 'Mittal Steel' завладеть Arcelor. Как, по-вашему, власти страны отнесутся к заявлению о слиянии с 'Северсталью'?

Ф.Ш.: Это совершенно другой случай. Лично я изначально сомневался в том, что 'Mittal' располагает достаточно квалифицированным менеджментом, чтобы успешно интегрировать Arcelor. 'Mittal' - это пример типичной компании-'хищника', ее единственная стратегия, в отношении которой я настроен весьма скептически, заключается в постоянном движении вперед, завоевании новых территорий.

В случае же с 'Северсталью' произойдет обратный процесс: именно Arcelor интегрирует российскую компанию, хотя ее акционеры и станут акционерами Arcelor. Кроме того, не так давно 'Mittal' обошел Arcelor на украинском сталелитейном рынке и приобрел активы крупнейшего завода 'Криворожсталь'. Теперь пришла очередь взять реванш - Arcelor получает выход на богатейший российский рынок, по своим возможностям намного превосходящий украинский. Это совсем не глупо! Конечно, это рискованно, конечно, можно ожидать столкновения двух культур, двух ментальностей, но это неизбежно.

Вопрос: Сказала ли 'Mittal' последнее слово в данном деле или следует ожидать еще каких-либо шагов?

Ф.Ш.: С этого момента дело переходит в юридическую плоскость. Теперь самое главное для 'Mittal' доказать незаконность слияния Arcelor и 'Северстали' и блокировать сделку. Если это не удастся, то всех ее средств будет не достаточно для приобретения объединенных Arcelor-'Северсталь', и предложение 'Mittal' будет отозвано.

____________________________________________________________

Выигрышная комбинация? ("The Financial Times", Великобритания)

Алексей Мордашов: Сплав Востока и Запада ("The Wall Street Journal", США)

Карьерист Путина ("Handelsblatt", Германия)

Лояльность Мордашова окупается ("The Wall Street Journal", США)

Динамичный магнат - близкий союзник Путина ("The Times", Великобритания)