Женщины заранее учатся избегать опасностей. 'Страх можно сравнить со стеной, возведенной вокруг определенных мест', - говорит подробно изучавшая эту проблему фотограф Хенна Тахванайнен (Henna Tahvanainen). Она фотографирует места, вызывающие чувство страха у женщин.
Тахванайнен работала в трех странах - Финляндии, Германии и Голландии. Объекты съемок во многом напоминают друг друга: парк или сквер ночью, подземный переход, крытая парковка, лесная дорога. Везде слабое освещение, здесь ходит мало людей и вокруг - темнота. . .
Тахванайнен сфотографировала и проинтервьюировала немало женщин, и все до единой боятся в указанных выше местах мужчин. Точнее, женщины боятся оказаться объектом сексуального насилия.
'У каждой из нас есть печальный опыт, нас обзывали по-разному, были ситуации, из которых мы - женщины - выпутывались с большим трудом. В определенные места женщине лучше не заходить с наступлением темноты. Я решила увековечить их, потому что стала понимать, насколько подобные страхи мешают нам нормально жить', - говорит Тахванайнен.
Под свою ответственность
Ей 28 лет. Она решила проиллюстрировать конкретными фотографиями дипломную работу еще во время учебы в Академии искусств города Турку. Работа была готова к весне этого года, но Тахванайнен намеревается продолжить фотографирование мест, опасных для женщин.
Хенна много путешествует: сейчас по заказу 'Гринпис' она работает в Амстердаме. Она поселилась в районе 'красных фонарей', что по-новому высвечивает положение и жизнь женщины в обществе.
'А также и жизнь мужчин', - добавляет она.
'В работе меня привлекает, прежде всего, возможность повлиять на то, чтобы в обществе шли изменения к лучшему. Я хочу добиться того, чтобы на моих фотографиях было бы что-то еще кроме простых изображений действительности. Фотография - это только способ высветить очень важные темы'.
Сопровождающий женщину постоянный страх - это важная тема. По мнению Тахванайнен, женщины считают наличие такого постоянного страха - зачастую и не отдавая себе в этом отчета - нормальным состоянием. Создается впечатление, что и в обществе превалирует мнение о невозможности изменить такой настрой, и общество мало делает для изменения ситуации.
'Общественное мнение обвинит тебя саму, если ты окажешься в опасном переулке в 'неправильное' время. Да и сами женщины заявляют часто, что поступили бы неправильно, направившись без провожатого в определенные места. Хотя правильнее было бы раскритиковать подобную ситуацию, поскольку женщина должна иметь право свободно передвигаться везде одна'.
Обсуждение проблемы вращается вокруг одной темы: что должна знать женщина для самозащиты. Нельзя одеваться вызывающе, нельзя ходить в пьяном виде, когда идешь по улице - смотри себе под ноги, не поднимай взгляд. Подобные советы 'по умолчанию' обвиняют жертву насилия. Если что-то нехорошее происходит, а женщина не вела себя по инструкции, изложенной выше, то она сама и виновата в случившемся.
О страхах не говорят
Говорить об осторожности в условиях явно несовершенного мира, видимо, вполне допустимо. Каждая женщина может ссылаться на свое исконное право пройти в полночь по парку Кайсаниемен пуйсто (Kaisaniemen puisto) в центре города Хельсинки, но за реальное осуществление такого права она может заплатить высокую цену.
'Я действительно взвешивала эти проблемы с подобной точки зрения и избегаю многих мест. Я не появлюсь там в короткой юбке или вообще легкомысленно одетой в определенные 'опасные' часы, так как я чувствовала бы сама, что проступаю как провокатор'.
Страх подобен стене, возведенной вокруг определенных мест, стене, которая заранее запрещает переход определенного рубежа, нарушение границы. Для проведения съемок Тахванайнен приглашает с собой на объекты своего бойфренда или кого-то еще. Так безопасней.
'Но главное для чего я прошу сопровождать меня, это то, что я работаю большой профессиональной камерой марки Hasselblad, которая вызывает излишнее любопытство прохожих. А, например, в центральном парке Амстердама крутится много наркоманов и других подозрительных личностей'.
'Но мне хотелось бы передвигаться, в основном, одной, чтобы испытать самой соответствующие эмоции'.
По мнению Тахванайнен, следовало бы рассмотреть внимательней, как притеснения и сексуальное насилие в отношении женщины трактуется в криминальном плане, как подобное соотносится с другими преступлениями. Какое наказание назначается за изнасилование, сигнализирует ли суд обществу, вынося приговор насильнику, что преступление действительно серьезное. Она не является сторонником ужесточения наказания за указанные преступления, так как это никогда не способствует решению никаких проблем.
'Может быть, самым главным в этом вопросе было бы не замалчивание проблемы. И ее надо рассматривать во всей широте и серьезности. Но когда женщины начинают громче говорить о проблемах своей жизни, это часто рассматривается обществом, как обычные женские стенания и плачи, к которым не следует относиться серьезно'.
Кто боится больше
Подземный переход, ночь. Входящий в него одинокий мужчина замечает, что впереди идет навстречу ему группа пьяных, орущих и настроенных агрессивно людей.
О чем думает в этот момент мужчина? Скорее всего, радости он не испытывает, может быть, ему становится страшновато. И действительно: по статистике в подобной ситуации мужчина подвергается нападению чаще, чем женщина.
Но подобен ли естественный в указанной ситуации страх мужчины страху женщины, оказавшейся в переходе?
'Я думаю, что у них переживания и эмоции разные', - говорит Тахванайнен.
Она признает, что было бы абсолютно недопустимым и даже ужасным сравнивать страх, связанный с возможным избиением, и эмоции, которые испытывает женщина, понимая, что может через несколько секунд подвергнуться сексуальному насилию. Страх быть изнасилованной, скорее всего, намного хуже.
'Подвергшаяся сексуальному насилию женщина теряет прежний мир, ее жизнь меняется тотально. Многие женщины не заявляют полиции о случившемся - им стыдно, чего нет при 'простом' получении побоев. Я не хочу обижать мужчин, но страх по-разному сковывает мужчин и женщин, оказавшихся в руках преступников. Взрослый мужчина также может испытывать чувство стыда за то, что не смог справиться с напавшими на него пьяными юнцами'.
По мнению Тахванайнен, статистика не отражает реального положения в том, что касается насилия, так как женщины - жертвы насилия зачастую не попадают в полицейские сводки.
'Ни один случай, связанный со мной лично, не попал в статистику. Они не оставили физических травм, но зато психологических переживаний было много. Кто-то преследовал меня по темной улице, кто-то (мужчина) показывал мне из-за кустов свои 'прелести'. На такие случаи внимания не обращают, хотя угроза нарушения неприкосновенности личности явная, а стресс и неприятный осадок долго не проходят'.
Тахванайнен проинтервьюировала в рамках дипломной работы десятки женщин. Многие из них сообщили, что некий человек своим агрессивным поведением испортил впечатление от какого-то любимого места респондента, и это не забылось до сих пор.
Ужас в гараже
Страх часто связан с иррациональным элементом. Такие эмоции живут, получая импульс из подкорки мозга. Подобные чувства трудно 'загасить'.
Тахванайнен знает, что страхи женщин возникают в связи с реальными событиями, но иногда эмоции рождаются на пустом месте. Часто страхи не соотносятся с реальностью, а связаны, например, со слухами.
Лесная дорога может быть самым безопасным в мире местом. Не следует думать, что в кустах у дороги, ведущей на отдаленный хутор, тебя поджидает сексуальный маньяк. Простая логика подсказывает, что маньяк попросту бы замерз или изнывал от жажды, поджидая длительное время свою жертву в малолюдном месте.
Но существуют ведь еще и многоместные гаражи, многоуровневые парковки.
Многие люди становятся жертвами телевизионных сериалов. Мы смотрим их с детства и знаем, что маньяк поджидает жертву именно под крышей парковки, которую следует обходить стороной.
'Многоуровневый гараж - прекрасная иллюстрация возникновения необоснованного чувства страха', - говорит Тахванайнен.
'Именно на территории парковки происходит в фильмах и телевизионных сериалах нечто ужасное, но в реальной жизни гараж, многоместная стоянка - место явно безопасное. Когда я сама оказываюсь в таком месте, я представляю себе, фантазируя, как я бегу в страхе на шпильках по бетонному полу, а некто наблюдает за мной из-за автомобиля и готов напасть'.