Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мусульманский вызов Москве

Радикальная исламская угроза России исходит не от всего мусульманского мира, а главным образом от суннитских фундаменталистов и их сторонников

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мусульманский мир одновременно предоставляет Москве различные возможности и бросает ей вызов. Существование нескольких антиамериканских правительств в регионе дает Москве хорошую возможность заключать союзы или какими-либо иными способами сотрудничать с ними. С другой стороны, некоторые представители мусульманского мира в прошлом предоставляли помощь чеченцам и другим мусульманским оппозиционным группам в России, некоторое из которых хотят создать "халифаты" в Средней Азии, на Северном Кавказе и может быть даже в других мусульманских регионах Российской Федерации. Более того, эта поддержка может значительно возрасти, затруднив или вообще сведя на нет дорогостоящие попытки России подавить чеченскую и другую мусульманскую оппозицию в России и Средней Азии.

Мусульманский мир одновременно предоставляет Москве различные возможности и бросает ей вызов. Существование нескольких антиамериканских правительств в регионе дает Москве хорошую возможность заключать союзы или какими-либо иными способами сотрудничать с ними. С другой стороны, некоторые представители мусульманского мира в прошлом предоставляли помощь чеченцам и другим мусульманским оппозиционным группам в России, некоторое из которых хотят создать "халифаты" в Средней Азии, на Северном Кавказе и может быть даже в других мусульманских регионах Российской Федерации. Более того, эта поддержка может значительно возрасти, затруднив или вообще сведя на нет дорогостоящие попытки России подавить чеченскую и другую мусульманскую оппозицию в России и Средней Азии.

Однако данная радикальная исламская угроза России исходит не от всего мусульманского мира, а главным образом от суннитских фундаменталистов и их сторонников. Россия, конечно, не является единственно страной, стремящейся сдерживать и подавлять суннитский фундаментализм. Против него выступают не только все правительства немусульманского мира (хотя некоторые это делают более активно, чем другие), но и практически все правительства мусульманского мира. Даже такие антиамерикански настроенные страны, как известная своим арабским национализмом Сирия и Иран, в котором преобладают шиитские фундаменталисты, опасаются роста суннитского фундаментализма, так как они также будут его мишенями. Действительно, мусульманскими правительствами, вызывающими наибольшее беспокойство Москвы, являются проамерикански настроенные правительства Саудовской Аравии и Пакистана, в которых широко распространена поддержка суннитских фундаменталистов как в обществе, так и среди некоторых представителей правящих кругов (чего опасаются также и Соединенные Штаты и многие другие государства).

Москва отвечает на вызовы мусульманского мира, помогающего или способного оказывать помощь мусульманской оппозиции в России и странах бывшего Советского Союза, несколькими способами. К ним относятся:

- работа с обрусевшими мусульманами в России и странах бывшего Советского Союза, направленная на сдерживание мусульман - сторонников раскола и радикалов;

- сотрудничество с Соединенными Штатами и другими немусульманскими правительствами (в том числе с Израилем) в "войне с террором", из-за чего они будут воспринимать борьбу России с чеченцами как законную часть этой войны;

- заискивание перед мусульманскими правительствами и общественностью с тем, чтобы они не поддерживали чеченских мятежников и не поднимали вопрос о том, как Россия обращается со своими мусульманами;

- выражение сочувствия делу палестинцев, и даже суннитской фундаменталистической организации ХАМАС, с тем, чтобы мусульмане фокусировали свое недовольство на оказываемой Америкой поддержке Израиля и не обращали внимание на действия России в Чечне и на других территориях бывшего Советского Союза.

До настоящего времени эти усилия были довольно успешными. Западные и другие немусульманские правительства не оказывают никакой помощи чеченским мятежникам, и даже приглушили свою критику нарушений Россией прав человека в Чечне (хотя Москва возмущена и той малой долей критики, которой подвергает ее Запад по этому поводу). Нет и мусульманских правительств, которые открыто бы помогали чеченским или исламским оппозиционерам где-либо на территории бывших советских республик. Единственное правительство в мусульманском мире, делавшее это открыто - Талибан - было свергнуто возглавляемыми американцами (и поддерживаемые русскими) силами, вторгшимися в Афганистан после событий 11 сентября. Чеченцам и другим мусульманам-оппозиционерам все еще поступает кое-какая помощь извне, однако ее недостаточно, чтобы обеспечить им победу. Не стали чеченцы и такими же знаменитыми в мусульманском мире, какими были в 1980-х годах афганские моджахеды, когда они сражались против Москвы.

Администрация Путина, таким образом, довольно успешно справляется с мусульманским вызовом безопасности России, пусть даже этим успехом она в меньшей степени обязана своим усилиям и в большей - тому факту, что интересы России в отношении суннитского фундаментализма совпадают с интересами очень многих стран (как мусульманских, так и немусульманских). И все же, несмотря на успех московской стратегии, существуют две потенциальные проблемы, с которыми, в случае их возникновения, этой стратегии будет трудно справиться.

Во-первых, даже самые крепкие связи между Москвой и всеми мусульманскими правительствами не предотвратят растущее отчуждение и радикализацию мусульман внутри России, если они продолжат быть жертвами растущей в российском обществе ксенофобии, к которой российские спецслужбы относятся, судя по всему, толерантно. Трудно ожидать, что продолжающееся притеснение чеченцев также не приведет к росту их радикализации. Хотя русские и не признаются в этом даже самим себе, их собственное плохое отношение к мусульманскому населению является гораздо более важным стимулом для исламского радикализма, чем внешняя поддержка. Однако ни российские власти, ни российское общество не хотят исправлять сложившуюся ситуацию.

Во-вторых, прекрасные отношения между Россией и мусульманскими правительствами не мешают последним теми или иными способами сотрудничать с суннитскими исламскими фундаменталистами. В случае, если эти фундаменталисты придут к власти в какой-либо стране или еще каким-то образом станут сильнее, чем сейчас, они могут решить оказывать помощь своим братьям в России и на территории бывшего Советского Союза - особенно ввиду того, что чеченцы и другие оппозиционные мусульмане, скорее всего, обратятся к ним за помощью.

В дополнение следует отметить, что если перед Россией возникнет мусульманская (или любая другая) угроза, вероятность того, что хоть одно из мусульманских правительств, с которыми у Москвы сложились хорошие отношения, захочет или сможет помочь России справиться с ней, очень мала. Большинство из них недостаточно сильны, чтобы быть способными чем-то помочь России. Те, которые могли бы что-то сделать, не захотят навлекать гнев суннитских фундаменталистов своей поддержкой немусульман в деле против мусульман.

Хотя в настоящее время Москва выглядит довольно успешной в сдерживании вызова, бросаемого ей мусульманским миром, ей будет чрезвычайно трудно справиться с этими вызовами, если они усилятся (будь то внутренними, внешними или и теми, и другими).