МИД Украины называет провокацией намерение отдельных депутатов российской Думы инициировать рассмотрение вопроса о возможности включения Крыма в состав России. Об этом заявил руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Филипчук. 'Мы не считаем достойным комментировать подобные провокации', - сказал он, отвечая на вопросы журналистов. В то же время 'Дню' вчера сообщили в комитете по делам СНГ российского парламента о том, что депутатский запрос относительно Крыма уже направлен на рассмотрение правительства - произошло это позавчера, 29 мая.
Позиция украинского внешнеполитического ведомства вполне адекватна ситуации. Вступать в перепалку с политиками, известными своими радикальными взглядами, было бы довольно недальновидно. Собственно, российские журналисты (кроме некоторых неразборчивых интернет-сайтов) также не придали большого значения заявлениям депутатов от Либерально-демократической партии, во главе которой стоит всем известный Владимир Жириновский. Именно 'элдепеэровцы' афишировали такие намерения депутатов и именно по поручению члена этой партии Николая Курьяновича был направлен позавчера запрос по этому поводу в правительство России. Украинские масс-медиа, кажется, могли бы взять пример со своих коллег и не обращать внимания на откровенный политический абсурд, если бы не огромный поток противоречивой информации, сопровождавшей скандальную новость. Получить более-менее достоверные сведения о решении российских депутатов действительно было непросто. Во всяком случае, публично пока что не обнародовались никакие документы. На официальном сайте Госдумы также отсутствует стенограмма от 26 мая, когда якобы соответствующее решение единогласно приняли российские депутаты. Хотя сегодня уже можно говорить однозначно: такое решение депутаты Думы приняли и его будут рассматривать российские должностные лица.
О чем говорится в запросе депутатов? Этот документ гласит, что в 2007 году заканчивается срок действия двухстороннего договора с Украиной о признании ее Россией в существующих границах. Депутаты, в частности, констатировали, что до 30 ноября 2006 года необходимо заявить о непродлении упомянутого договора и возвращении Крыма в состав РФ в соответствии с Кючук- Кайнарджийским договором 1774 года. (Российские депутаты, очевидно, не очень осведомлены об упомянутом документе, как и с историей в целом, а поэтому справку о нем приводим ниже).
Вызывает тревогу тот факт, что за это решение могли проголосовать не только депутаты ЛДПР. Пересказывать изречения, сопровождавшие документ, наверное, нет смысла. Очевидно, в России существует много политиков, исповедующих более умеренные позиции. Однако как раз умеренных заявлений со стороны Москвы на этом фоне пока что не было слышно. В то же время чем дальше, тем громче становятся откровенно украинофобские декларации. Николай Курьянович, в частности, говорит: 'У России есть все основания заявить о территориальных претензиях Украине. У нас есть уникальная возможность начать юридическую процедуру относительно отторжения полуострова Крым в пользу России'. Депутат не боится обострения отношений с Украиной, вместо этого предлагает 'давить на Киев и экономически, и политически, использовать нашу российскую диаспору. И, моя точка зрения, вести дело к расколу Украины'.
За последние 15 лет проблема территориальных претензий России к Украине возникала серьезно дважды. Впервые, 9 июля 1993 года тогдашний Верховный Совет РФ принял постановление 'О статусе города Севастополь', в котором утверждалось, что украинский город имеет 'российский федеральный статус в административно-территориальных пределах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года'. Закончилось законотворчество россиян слушаниями в Совете Безопасности ООН, во время которых россиянам ничего не оставалось, как признать беспочвенность подобных претензий. К слову, при всей тогдашней сложности отношений Украины и России президенту Борису Ельцину хватило смелости заявить на следующий же день после решения депутатов: 'Мне стыдно за это решение'.
Во второй раз 'территориальный вопрос' возник, когда местная власть Краснодарского края приняла решение о строительстве дамбы в сторону украинского острова Тузла. Произошло это без каких-либо консультаций с Украиной. Острота ситуации заключалась в том, что между Киевом и Москвой до сих пор не делимитованы границы в Азово- Керченской акватории. Строительство дамбы могло поставить под сомнение принадлежность Тузлы Украине, а это соответственно сказалось бы на определении линии границы. Тогда высшее руководство России отмалчивалось по поводу этой проблемы на протяжении нескольких недель. После вмешательства экс-президента Леонида Кучмы строительство дамбы было прекращено. Собственно, Москва понимала нелегитимность своих шагов (и это признавали российские юристы-международники).
Зачем наступать снова на те же грабли? 'День' решил помочь российскому правительству, чтобы оно не затягивало с реакцией на депутатский запрос. Российские депутаты ссылаются на то, что в этом году завершается срок действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Это действительно так, однако отвечает действительности и тот факт, что этот документ автоматически продолжается на последующие десятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит другой стороне о своем желании прекратить его действие. При всей сложности отношений между Украиной и Россией невозможно представить, что Москва на это пойдет. Впрочем, даже если радикализм в российской политике победит, то и в таком случае Россия не сможет претендовать на украинские территории - во всяком случае законно. Украину в этой ситуации защищают все соответствующие международно-правовые акты. Так, Венская конвенция предусматривает, что прекращение международного договора не влияет на права, обязанности или юридическое положение участников, которые возникли в результате выполнения договора. Проще говоря, если 10 лет назад Россия признала границы Украины, то спустя десять лет она уже не может их не признать. Даже если это положение окажется неубедительным для российского правительства, то можно также напомнить об Уставе ООН и Заключительном акте НБСЕ, на которые существуют ссылки в 'Большом договоре' между Украиной и Россией. Эти обязательства предусматривают, что денонсация указанного договора не должна создавать правовых оснований, чтобы заявлять о территориальных претензиях к другой стороне.
. . .Хотя запрос российских депутатов и вызывает большую тревогу, в то же время он внушает и оптимизм. Возможно, российское правительство наконец откажется раз и навсегда от территориальных претензий. Владимиру Путину в свою очередь, наверное, не мешало бы повторить слова своего предшественника Бориса Ельцина, который испытал стыд за решение депутатов. Украинские политики также должны вынести свои уроки и задуматься над тем, как гарантировать свою национальною безопасность. Предлагаем вашему вниманию также историческую справку относительно Кучук-Кайнарджийского договора, который совсем не предусматривает присоединения Крыма к России, как считают некоторые депутаты российской Думы.
N87, середа, 31 травня 2006