Алексей Мордашов почти не был известен в международных деловых кругах. Но в последние несколько дней он приобрел известность как ключевой игрок в сделке, предусматривающей слияние люксембургской компании "Arcelor" с российской компанией "Северсталь" с целью образования новой стальной группы, которая стала бы крупнейшей в мире.
Этот российский бизнесмен - являющийся в настоящее время председателем совета директоров компании "Северсталь" и ее основным акционером - должен стать неисполнительным директором новой компании и получить в ней до 38% акций. Главной особенностью этой сделки является то, что она, по существу, заблокирует враждебную заявку на покупку за 25,8 млрд. евро (32,9 млрд. долл. США) компании "Arcelor", поданную президентом компании "Mittal Steel" Лакшми Митталом (Lakshmi Mittal). Покупке компании "Arcelor" корпорацией "Mittal Steel" яростно сопротивляются менеджеры компании "Arcelor" - которые заинтересованы в том, чтобы заключить с г-ном Мордашовым дружественную сделку, тайно подготовленную в последнюю пару месяцев.
Но в интервью газете "The Financial Times" в Лондоне этот 40-летний бывший экономист сделал все, чтобы опровергнуть мнение, что слияние с компанией "Arcelor" является поспешным браком по расчету. Он говорит, что впервые встретил генерального директора компании "Arcelor" Ги Долле (Guy Dolle) - который сохранит за собой эту должность в новой слившейся компании - в 1996 году. В то время г-н Долле был менеджером по планированию в французской стальной компании "Usinor", которая позднее слилась с двумя другими компаниями, чтобы образовать компанию "Arcelor".
"Мы тогда много говорили о том, как идут дела в стальной отрасли", - говорит г-н Мордашов. Эти двое выяснили, что у них очень много общего в оценке того, что этот сектор, скорее всего, консолидируется вокруг ряда крупных компаний, которые удастся слить вместе только путем крупных сделок по поглощению. В 2002 году эти двое имели неформальные переговоры об объединении компаний "Arcelor" и "Северсталь", но они ни о чем не договорились - несмотря даже на то, что две компании уже сотрудничали в двух совместных предприятиях в России, производивших автомобильную сталь и специальную проволоку с использованием технологии компании "Arcelor".
Несмотря даже на то, что 2 года назад компания "Северсталь" открыто заявила о своих амбициях "к концу текущего десятилетия стать шестой в мире по объему производства стали", как сказал тогда г-н Мордашов, идея объединения с компанией "Arcelor" приобрела конкретные очертания только в последнюю пару месяцев, инициированная нежелательным предложением о поглощении компании "Arcelor" корпорацией г-на Миттала.
Г-н Мордашов публично восхищается г-ном Митталом, который в последние 6 лет в 3 раза расширил свою корпорацию посредством ряда крупных сделок, превративших "Mittal Steel" в самого крупного производителя стали - титул, который эта корпорация утратит, если будет заключена сделка о слиянии компаний "Arcelor" и "Северсталь".
"Он сделал несколько важных вещей в стальной отрасли и задал тон множеству консолидаций, которые мы наблюдаем сейчас", - говорит г-н Мордашов.
Но г-н Мордашов не сомневается, что альтернативный формат союза компаний "Arcelor" и "Северсталь" будет лучше всего, что мог бы придумать г-н Миттал, объединив свою корпорацию с компанией "Arcelor". "Консолидация стальной отрасли - хорошая идея, но не всякая консолидация. Необходимо сливать вместе компании, которые сильны в определенных областях, особенно в нише дорогостоящей продукции".
Он сходу отмел идею, что акционеры компании "Arcelor" имеют все основания ворчать по поводу того, как должна быть одобрена эта сделка. Кое-кто выражает озабоченность относительно механики этой сделки, в частности, идеи о том, что сделка будет считаться одобренной акционерами, если только на запланированном на 28 июня общем собрании акционеров против нее не проголосуют более 50% всех акционеров.
"Я чувствую, что мы выработали достаточно сбалансированный подход в том, что касается предложения о том, как будет решаться этот вопрос, - говорит он. - Если инвесторы в самом деле не хотят, чтобы эта сделка была заключена, они могут договориться о том, как им проголосовать на чрезвычайном собрании акционеров".
Г-н Мордашов говорит, что у него нет намерения покупать всю компанию "Arcelor" или увеличивать свою долю сверх 38%, которые он должен будет получить в предстоящие недели.
В целом позиция г-на Мордашова выражается в том, что слияние его компании с компанией "Arcelor" позволит образовать сочетание, которое превзойдет все, что есть в мире - пусть даже многие акционеры компании "Arcelor" в настоящее время, очевидно, полагают, что такого не произойдет.
____________________________________________________________
'Будет большим преувеличением говорить о том, что я являюсь другом господина Путина' ("The Financial Times", Великобритания)