После многолетней паузы российская сторона наконец-то официально заявила о выходе из украино-российского проекта по производству самолета Ан-70. Об этом 30 мая на заседании министров обороны СНГ заявил Анатолию Гриценко его российский коллега Сергей Иванов.
"Что касается Ан-70, то этот проект реализуется в соответствии с техническими заданиями, составленными в 1984 году и конца нему не видно. Что будет дальше - посмотрим. По этой теме будет сделано отдельное заявление", - сказал Иванов.
Гриценко также заявил, что стороны договорились о том, что выход России будет организован при помощи экспертов, чтобы решить вопросы финансового плана. "Наверно, было бы лучше, если бы делали его (самолет) вместе, но решение принято", - констатировал он.
Авиационный долгострой
Ан-70 - это средний широкофюзеляжный транспортный самолет, способный перевозить груз весом до 47 тонн при крейсерской скорости полета 820 - 870 км/ч. и предназначенный для выполнения транспортных операций Воздушных Сил и выброса десанта парашютным и посадочным способами.
Совместная программа создания этого самолета осуществлялась в соответствии с подписанными соглашениями между Россией и Украиной о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности в 1993 и 1999 годах.
Заказчиками АН-70 являются Минобороны России и Украины, при этом, в соответствии с соглашениями, Россия финансирует данный проект на 72 %.
Комментируя "российский выход", русский летчик-испытатель Александр Акименков заявил "Интерфаксу", что после выхода России из программы по созданию Ан-70 Украина станет собственником научно-технических наработок, полученных при его создании, общей стоимостью до 4 млрд. долларов.
"В создание самолета Ан-70 еще из советских времен вложено около $4 млрд. Выйдя из проекта, Россия фактически дарит эти средства Украине".
Долгое время робота над проектом продолжалась от толчка к толчку, когда во время украино-российских встреч на высшем уровне декларировалась поддержка проекта, а потом все оставалось по-прежнему.
По крайней мере, о завершении "долгостроя" последний раз говорил еще в 2004 году премьер Янукович, обещая в ближайшее время приступить к массовому выпуску самолетов.
На следующий год, после появления более острой критики со стороны россиян на целесообразность своего дальнейшего сотрудничества в производстве Ан-70, робота над проектом снова возвратилась на круги своя.
Долгожданный развод
Активизация развода началась в этом году, когда Главком ВПС РФ, генерал армии Владимир Михайлов объявил о том, что Военно-Воздушные силы России не планируют брать на вооружение российско-украинский транспортный самолет Ан-70.
При этом Михайлов сказал, что "с российской стороны денег вложено значительно больше, чем с украинской". Поэтому Россия предложила: она оставляет программу, а Украина возвращает израсходованные деньги, после чего выходит с этим самолетом на рынок самостоятельно.
Более того, российская сторона впервые за долгие годы общей работы перешла к конкретным делам.
В феврале Россией подписан российско-узбекский договор о союзнических отношениях, один из пунктов которого предусматривает сборку самолетов Ил-76 для российской армии на Узбекском Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова.
Учитывая сходство самолетов Ил-76 и проектированного Ан-70, российское Министерство обороны окончательно показало свою незаинтересованность в продолжении кооперации с украинскими авиастроителями.
В ответ секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах заявил, что сотрудничество с Россией по производству самолетов Ан-70 не имеет будущего: "Я думаю, что перспектив для серьезного направления в России относительно Ан-70 у нас уже нет. . . Мы видим, к сожалению, что позиция Российской Федерации относительно Ан-70 отрицательная. . .".
Позицию украинского должностного лица поддержала и Государственная самолетостроительная корпорация "Национальное объединение "Антонов", заявив о блокировании российской стороной программы по производству самолета Ан-70. Киевский государственный авиационный завод "Ав?ант" даже выступал за выход России из совместного авиапроекта для привлечения новых инвесторов.
И в конце концов министр экономики Арсений Яценюк подвел черту, заявив, что Украина должна подумать об изменении партнера в проекте по производству самолетов Ан-70. При этом он не исключил, что возможными партнерами в реализации этого проекта могут быть компании "Боинг" и "Аэробус".
Перспективы на Востоке
Российская сторона вышла из проекта Ан-70, удачно потянув время для реализации собственных конкурентных программ.
Если раньше, до официального разрыва отношений, Украина, по утверждению Яценюка, не могла искать партнера среди других мировых лидеров самолетостроения, то теперь нам необходимо прежде всего рассчитаться с Россией за вложенные ею в проект средства, а уже потом искать "новую судьбу" проекта.
Хотя есть основания считать, что официальное "развод" тоже будет делом длинным и хлопотливым.
Как сообщили русскому Rеgnumу члены русской военной делегации в Баку, Россия считает себя собственником не менее 90% интеллектуальных разработок по Ан-70.
Не означает ли это, что окончательную точку в деле о выходе России из проекта поставит международный суд? В любом случае это займет много времени.
За этот период Россия успеет выйти на мировые рынки со своим Ил-76 и, возможно, с другим аналогом АН-70 - Ту-330.
Был ли в украинской стороны на этот случай план действий? Очень возможно, что нет.
По крайней мере, от руководства "Ав?анта" нам не удалось получить четкого ответа, есть ли в Ан-70 хоть какие-нибудь перспективы удачно заменить русского партнера на западного.
"Наше дело - лишь делать самолеты", - заявил "УП" высокопоставленный чиновник предприятия, которое пожелало остаться неназванным.
Тем не менее, по оценкам эксперта Центра исследований армии, конверсии и разоружения Андрея Фещенко, ни "Боинг", ни "Аэробус", имея собственные аналоги среднего транспортного самолета, не проявили интереса к АН-70.
По мнению эксперта, наиболее вероятным будет участие в проекте, прежде всего, стран СНГ: Азербайджана, Грузии и Казахстана, которые проявляли интерес к вооружению украинскими самолетами своей армии.
Впрочем, у названных стран, как и у Украины, может быть недостаточно средств для участия в проекте в качестве партнеров.
Напомним, что в разработку Ан-70 было вложено, по разным оценкам, от 4 до 5 млрд. долларов, 60 -70% из которых внесла Россия, а остальное - Украина.
В этом контексте возможным партнером выглядят страны, которые и раньше заявляли о своем интересе к украинскому самолету, в частности Ливия и Саудовская Аравия.
Важно то, что будущий партнер Украины может и не иметь своей авиационной промышленности - наша страна способна собственными силами обеспечить создание самолета, а от страны-партнера будет требоваться лишь часть финансирования.
По оценке Андрея Фещенко, если даже при создании самолета будет необходимо участие российских предприятий (часть работ выполняло Омское производственное объединение "Полет"), Украина может напрямую делать заказы в России.
____________________________________________________________
Саммит в 'Санкт-Путинбурге' ("День", Украина)
Русский язык и украинская электоральная мифология ("Украинская правда", Украина)
Маленький антироссийский демарш ("Украинская правда", Украина)
"Обукраинивание" как анти-украинизация ("Украинская правда", Украина)