Москва. - Крупнейшие предприятия розничной торговли приходят в отдаленные российские регионы, стремясь воспользоваться увеличением благосостояния, достигнутым благодаря сильному экономическому росту и высоким ценам на нефть.
Заработные платы в таких нефтедобывающих регионах, как Тюменская область или Ямало-Ненецкий автономный округ, растут быстрее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому сети супермаркетов - российский холдинг 'Пятерочка', шведская IKEA и турецкое ООО 'Рамэнка' - начинают поиск новых клиентов вдали от центра страны.
Эта экспансия дает им возможность отвоевать часть объема продаж у рынков и старых магазинов советского типа, а также продавать россиянам разнообразные товары, которые в настоящее время им недоступны. Но в стране с одиннадцатью часовыми поясами экспансия чревата проблемами в области цепей поставок, а крупным компаниям придется конкурировать с солидными местными магазинами.
'Регионы - это новая сфера интересов ритэйлеров', - говорит главный экономист МДМ-Банка Питер Уэстин (Peter Westin).
Объем розничных продаж в России составил в 2005 г. примерно 250 млрд. долл., а в 2006 г., по данным инвестиционного банка 'Ренессанс-Капитал', рост составит 17 процентов.
Розничная торговля в большинстве российских регионов осуществляется, главным образом, в небольших торговых центрах, переделанных из советских универмагов, традиционных магазинах и ларьках - все они уязвимы перед лицом гипермаркетов на окраинах городов, являющихся специализацией крупных сетей.
'Экономический рост, наблюдаемый сегодня во многих российских регионах, ведет к увеличению покупательной способности населения и, следовательно, росту необходимости в современных форматах торговли', - говорит генеральный директор ООО 'Рамэнка' Мустафа Саглам (Mustafa Saglam). Его компании, являющейся совместным предприятием турецких компаний Enka и Koch Holdings, принадлежит сеть гипермаркетов 'Рамстор', распространившаяся вплоть до города Красноярска в 2 500 миль (4 000 км) от Москвы.
К 2007 г. 'Рамстор' ожидает увеличения доли доходов в регионах с нынешних 30 до 50 процентов.
В настоящее время в России нет общенациональной сети продовольственных магазинов. Но в прошлом году чистая прибыль компаний 'Перекресток' и ОАО 'Седьмой континент' составила 70 процентов, что показало, сколь велик их потенциал доходности. Супермаркеты и гипермаркеты медленно отвоевывают рынок у частных торговцев и традиционных продовольственных магазинов, на долю которых в прошлом году приходилось, по данным банка 'Ренессанс', 77 процентов розничных продаж продовольствия.
Уровень ВВП на душу населения в России вырос в 2005 г. на 19 процентов, а, по словам Уэстина, зарплата в некоторых нефтедобывающих регионах превышает официальный московский уровень в 483 долл. Он говорит, что новообретенное богатство стимулирует потребителей к приобретению импортных продуктов и более разнообразных товаров.
Так, сеть мебельных супермаркетов IKEA в течение шести лет инвестировала в Россию более 1,7 млрд. долл., а недавно открыла магазин в Казани, более, чем в 400 милях (650 км) к востоку от Москвы. В ближайшие несколько лет она планирует открыть еще несколько магазинов, складов и фабрик по всей стране.
Итальянская компания Benetton Group SpA имеет магазины в 45 российских городах, а сеть магазинов бытовой техники и электроники 'Эльдорадо' включает в себя более 1 000 торговых площадок в 600 городах России и Украины. Хотя региональные отделения таких компаний не предлагают такой же выбор продукции, как в больших городах, они тратят меньше на строительство, зарплаты и аренду.
'Обычно уровень потребительских расходов ниже, и средняя корзина товаров меньше, но ниже и операционные издержки, так что компании все-таки могут работать прибыльно', - говорит Крис Скирроу (Chris Skirrow), партнер московского отделения PricewaterhouseCoopers, отвечающий за розничную и потребительскую практику.
Доставка товаров по такой большой стране, как Россия также налагает тяжелое финансовое бремя на ритэйлеров. Но, по мнению Скирроу, они могут преодолеть эту проблему, используя сети своих поставщиков, больше покупая в своем регионе и создавая региональные оптовые базы.
Экстенсивная экспансия также может ударить по прибыльности, поскольку снижается предел доходности, а крупным игрокам противостоят умелые местные конкуренты.
По мнению аналитика 'Альфа-Банка' Елены Бороденко, это означает, что крупные игроки поглотят более мелкие сети. 'Думаю, что в этом году консолидация среди российских продовольственных ритэйлеров будет идти очень активно', - говорит она, добавляя, что на долю десяти ведущих сетей продовольственных магазинов в 2005 г. приходилось лишь 10 процентов объема продаж.