В апреле 1986 года ложь Советского Союза превратила самую страшную в мире ядерную катастрофу в широкомасштабную человеческую трагедию. Двадцать лет спустя отсутствие прозрачности в энергетическом секторе Украины вновь угрожает суверенитету Украины, на этот раз из-за темных газовых сделок, срок действия которых закачивается в июне. В отличие от 1986 года, когда советские лидеры пытались замолчать чернобыльскую угрозу, лидеры Украины сегодня имеют возможность отреагировать на тревожные звонки в газовом секторе и предотвратить опасность, грозящую их суверенитету и европейской энергетической безопасности.
В Чернобыльской трагедии наглядно проявились главные дефекты советской системы: лживые обещания относительно технологии; непринятие в расчет окружающей среды; секретность и затуманивание мозгов; большая забота о национальном престиже, чем о собственном народе.
Исправление многих из этих системных недостатков в декабре 2000 года привело к закрытию Чернобыльской атомной электростанции, что было одновременно и уместно, и парадоксально. Многие годы украинские лидеры отказывались рассматривать вопрос о ее закрытии, доказывая, что это вызовет массовые отключения электроэнергии и создаст угрозу для промышленности. Фактически, Украина имела избыточные мощности (по производству электроэнергии), но у нее не было рыночных цен и механизмов сбора доходов, чтобы платить за топливо, менять устаревшие агрегаты и обеспечивать достаточные объемы поставок. Начавшиеся в 2000 году реформы электрической отрасли сегодня позволяют Украине экспортировать электроэнергию в Венгрию и Словакию.
Сегодня Украине грозит другая форма потенциальной энергетической трагедии - зависимость страны от импортируемого природного газа и сомнительных контрактов. Прекращение в январе с.г. подачи российского газа продемонстрировало зависимость Украины от внешних источников снабжения и ее уязвимость от политического давления. Соглашение о возобновлении поставок газа, которого достигли Украина и Россия, не защищает интересы Украины и не отражает нормальной рыночной практики.
- Условия контракта не гарантируют стабильности цен для Украины после первого полугодия, как не обеспечивают и предсказуемых, не политизированных процедур для установления будущих цен (как это имеет место в газовых сделках России с Германией и Францией).
- Россия ничего не говорит о гарантированном минимуме поставок - напротив, она заявляет, что будет поставлять газ в количествах, не превышающих некий оговоренный потолок. Иными словами, Россия сама решает, сколько газа она будет поставлять Украине.
- Украина гарантирует России доступ к своей системе транзита газа, но от России не требуется платить, если не будет использоваться полная пропускная способность этой системы.
- Транзитная пошлина за газ для России определена на 5 лет, ее повышения не предусматривается, несмотря даже на то, что цена для Украины за импортируемый газ зафиксирована только на 6 месяцев.
- Право на транзит и монопольное право на импорт газа отданы новой компании "РосУкрЭнерго", которая не имеет никаких физических или финансовых активов, которые можно арестовать в случае невыполнения ею обязательств, а структура владельцев компании туманна и, возможно, связана с организованной преступностью.
Украина уже имеет серьезные задолженности по новому соглашению с Россией. Не ясно, почему доходы от продажи и транзита газа не смогли покрыть платежных обязательств Украины. Мы уже сегодня можем написать сценарий того, что произойдет в июне, когда закончится срок действующего соглашения о ценах. Россия вполне может, как она это сделала в других странах, потребовать в уплату долгов "срочно продать" ей долю в газораспределительной системе Украины или в являющихся крупными потребителями газа отраслях промышленности, которые образуют кровеносную систему экономики Украины.
Если новое руководство Украины намерено извлечь урок из Чернобыльской трагедии, оно попросит международной помощи в вопросе пересмотра соглашений с Россией и будет полностью прозрачным в отношении соглашений о поставках.
Предотвращение кризиса отвечает интересам также Европейского Союза (ЕС), Соединенных Штатов и России. ЕС не может себе позволить быть пассивным. Почти весь европейский импорт газа из России - едва ли не треть всего объема поставок газа в Европу - осуществляется транзитом через Украину. Соединенным Штатам едва ли нужен еще один кризис в отношениях с Россией, поскольку мы стремимся заручиться ее помощью в предотвращении появления ядерного Ирана. России не нужны ни раздраженный европейский клиент, ни война с дипломатическими партнерами, пытающимися предотвратить появление у Ирана ядерной бомбы.
Некоторые практические шаги
- Лидеры Украины должны покончить с прежней практикой коррупции и отсутствия прозрачности в энергетическом секторе. Украине следует попросить международное сообщество помочь ей в решении проблем снабжения газом и оказать техническое содействие в пересмотре условий существующих контрактов.
- Всемирному банку, Европейскому банку реконструкции и развития и организациям-донорам, действующим на двусторонней основе, следует поддержать на Украине программы повышения энергетической эффективности, разработать и разработать и провести в жизнь правила, способствующие большей эффективности и прозрачности в системе транзита газа.
- Когда Большая Восьмерка (G-8) на своем июльском саммите займется энергетической безопасностью, ключевыми темами должны стать прозрачность в отношении рыночной структуры, собственников и соглашений о поставках, а также честная конкуренция и доступ к инфраструктуре транзита. России нужно приветствовать подобные дискуссии, как отражающие ее долгосрочные интересы.
Друзья Украины извлекли уроки из чернобыльской катастрофы и сказали себе: "это не должно повториться никогда". Сегодня это "никогда" означает, что друзья Украины и ее лидеры должны работать над тем, чтобы отсутствие прозрачности в энергетическом секторе Украины не угрожало суверенитету, которого украинцы так настойчиво добивались.
Карлос Паскаль является вице-президентом по внешнеполитическим исследованиям в Брукингском институте, а в период 2000-2003 гг. был послом США на Украине.