Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опасайтесь нефтяных экспертов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тем, кто выступает за умные решения проблемы высоких цен нефти под руководством правительства, следует иметь в виду, что открытия новых месторождений опережают рост потребления на ряд лет, но слишком сильное бюрократическое вмешательство мешает росту поставок нефти. Ограничения на строительство новых нефтеперегонных заводов и нефтепроводов в Соединенных Штатах сохраняют цены высокими и усиливают зависимость Америки от иностранной энергии. Половина автомобилистов Европы уже используют дизельное топливо, но отсутствие мощностей по перегонке тяжелой нефти в дизельное топливо заставляет остальной мир использовать в большей мере легкую нефть, в результате чего ее цена растет.

Жалобы на цену нефти и прибыли диктаторов нефтедобывающих стран вгоняют меня в пот. Если же жалобщики еще и дают советы, как решить эту проблему, я просто впадаю в панику.

Двое из самых известных в Америке людей, Томас Фридман (Thomas Friedman) и Стив Форбс (Steve Forbes), только что выступили с серьезными предложениями. На страницах своего журнала Форбс предлагает не дать иностранным деспотам возможности и дальше убивать людей на деньги от нефти, сократив объем денег, вращающихся в системе - согласно его оценке, завышенная ликвидность является одной из важных причин нынешних высоких цен нефти. Фридман, со своей стороны, в журнале "Foreign Policy" приводит первый закон петрополитики, доказывая, что высокие цены нефти подрывают основные свободы, обогащая деспотов в богатых нефтью странах. В другой статье для газеты "The New York Times" он уже рекомендовал, чтобы правительство воспрепятствовало использованию бензина посредством введения высоких налогов, которые заставят оснащать каждый автомобиль многотопливным двигателем, а также, чтобы правительство субсидировало программы автомобильных заводов Детройта по модернизации выпускаемого модельного ряда.

Инфляция не ведет к росту цены нефти. Главный фактор - это простой случай соотношения между предложением и спросом. С 2000 года мировые потребности в нефти выросли на 7 млн. баррелей в сутки, при этом почти треть этих потребностей приходится на Китай. В то же время добыча нефти в Ираке остается значительно ниже своего довоенного уровня. Если прибавить к этому замедление роста добычи нефти в России и сокращение объема добычи в Венесуэле по причине некомпетентности ее правительства, а также влияние прошлогодних ураганов в Соединенных Штатах, то вы увидите, почему торговцы предсказывают несоответствие между спросом и предложением. Это не означает, что инфляции в мире нет. Но кто сможет утверждать, что значительная часть печатаемых денег тратится на нефть? Вполне возможно, что деньги уходят на другие вещи. Попытка уменьшить ликвидность с целью снизить цену нефти и сократить доходы деспотов подобна осушению Карибского моря с целью избавиться от всех акул мира.

Фридман прав, когда заявляет о том, что добавочные прибыли тиранов усиливают их власть за счет свободы их народов. Но такой же эффект имеют и многие другие вещи, и существует столько же примеров расширения свобод во времена высоких цен на нефть, сколько и примеров противоположного. Большая волна демократизации Латинской Америки после второй мировой войны пришлась на 1980-е годы, совпав с высокой ценой сырой нефти после нефтяного кризиса 1979 года (некоторые латиноамериканские страны очень сильно зависимы от экспорта сырой нефти). Консолидация власти Уго Чавеса (Hugo Chavez) в начальный период - когда он обошел конгресс и использовал конституционное собрание для изменения законов и правил - началась в период низких цен на нефть. Политические свободы в Мексике были расширены, а не сокращены, во время недавнего нефтяного бума.

Тем, кто выступает за умные решения проблемы высоких цен на нефть под руководством правительства, следует иметь в виду, что открытия новых месторождений опережают рост потребления на ряд лет, но слишком сильное бюрократическое вмешательство мешает росту поставок нефти. Ограничения на строительство новых нефтеперегонных заводов и нефтепроводов в Соединенных Штатах сохраняют цены высокими и усиливают зависимость Америки от иностранной энергии. Половина автомобилистов Европы уже используют дизельное топливо, но отсутствие мощностей по перегонке тяжелой нефти в дизельное топливо заставляет остальной мир использовать в большей мере легкую нефть, в результате чего ее цена растет. И, разумеется, поставки были бы выше, если бы почти 80% нефтяных запасов не принадлежали некомпетентным правительственным компаниям во всем мире, в частности, в России, Судане и Нигерии. Не стоит и говорить, что огромные пошлины на импорт бразильского сахарного тростника препятствуют наращиванию производства этанола в Соединенных Штатах. (Использование этанола в Бразилии в качестве источника энергии стало огромным успехом.) Зачем усугублять ситуацию, продолжая вмешиваться и дальше?

Потребители и предприниматели могут лучше разбираться с нефтяными кризисами, чем ученые мужи и правительства. Они знают, что тираны не могут себе позволить слишком сильно манипулировать ценами, потому что они потеряют свои доходы в результате того, что это подтолкнет к большей диверсификации экономики и к поискам альтернативных источников энергии. После нефтяных кризисов 1970-х годов потребители стали использовать меньше бензина, а бизнесмены начали осваивать добычу нефти в Северном море и в Канаде. При нынешних ценах можно быть уверенным, что свежий капитал будет направлен в нефтяную отрасль, и соответственное увеличение добычи нефти, в конечном счете, сделает цену нефти более умеренной - не говоря уже о том, что новый капитал также имеет тенденцию направляться в альтернативные источники энергии. В любом случае, мировая экономика растет с достаточно здоровым темпом даже при цене нефти более 60 долл. США за баррель.

Поскольку запасы нефти конечны, когда-нибудь ей найдут замену. Пусть это случится в свое время, без принудительных мер с огромными побочными эффектами, которые не решают никаких проблем. У каждой энергетической эры имеются свои хорошие и плохие стороны. В 19-м веке на смену светильникам на китовом жире пришли керосиновые лампы. Китов, вероятно, спасли от вымирания.

Альваро Варгас Льоса, автор книги "Liberty for Latin America" (Свободу Латинской Америке), является директором центра "За глобальное процветание" (Center on Global Prosperity) при Независимом институте (Independent Institute).

___________________________________________________________

Первый закон петрополитики ("Foreign Policy", США)

Рост цен на энергоносители приводит к регрессу демократии ("The New York Times", США)