Предложив 'Северстали' слияние с 'Arcelor', Ги Долле (Guy Dollé) уверен, что этот 'брак' будет выгоден для обеих сторон. Но Россия вместо 'рыцаря в сияющих доспехах' может оказаться хищником. . . таким же, как 'Mittal'.
Голливудская улыбка, проницательный взгляд голубых глаз и фигура хоккеиста. . . Усики, лысина, подчеркивающая возраст (шестьдесят с небольшим лет), и обманчивая внешность доброго дедушки . . . Алексей Мордашов и Ги Долле определенно представляют собой странную пару. Но с 26-го мая, со дня объявления о слиянии их компаний - 'Северстали' и 'Arcelor' - инженер, который всю жизнь проработал в 'Usinor', а потом в 'Arcelor', и русский, который входит в список 100 самых богатых людей мира по версии журнала Forbes, неразлучны.
29 мая, в понедельник, они выступали в Париже перед сотней финансовых аналитиков. 30 и 31 мая в Лондоне они встречались с 'шишками' из Сити. В четверг - курс на Мадрид. Потом - перелет в Соединенные Штаты и начало многодневного турне. Ими движет одна единственная цель: настойчиво доказывать всем, что их 'брак' - это не карточный блеф.
Это слияние является крайней мерой, к которой прибегнул предприниматель из Лотарингии, чтобы отразить нападение Лакшми Миттала (Lakshmi Mittal), который вот уже четыре месяца пытается прибрать к рукам европейскую металлургическую компанию, чтобы превратить свою корпорация в мирового лидера отрасли, в течение последних лет демонстрирующей быстрые темпы роста. 'Mittal' готова на все, чтобы заполучить 'Arcelor'. Даже на увеличение своего финансового предложения на сумму намного выше запланированной.
Но по сути своей Долле 'привел в свой дом' незнакомца. Мордашов, владеющий активами в банковской, страховой, медийной и автомобильной сферах, - правда, только в России - построил свою империю на руинах Советского Союза. Основной держатель акций второго по величине в России металлургического предприятия провел свое детство в Череповце, мрачном промышленном городе, над которым возвышаются трубы металлургического завода. Череповец расположен между Москвой и Санкт-Петербургом и сегодня является 'сердцем' 'Северстали'.
В четырнадцать лет, в то время, когда русские подростки мечтают стать летчиками-истребителями или космонавтами, этот сын металлурга уже хотел. . . управлять большими коллективами. 'Я очень рано понял, что хочу управлять промышленным предприятием и людьми, которые там работают', - сказал он в интервью журналу Le Point. Чтобы осуществить свою мечту, он шел прямо к цели. Получив диплом инженера Ленинградского университета, он поступил на работу в военно-промышленный комплекс 'Северсталь', где работали его родители. Он очень быстро стал там финансовым директором. Потом 'за понюшку табаку' выкупил у рабочих их акции и стал их 'боссом'. 'Я не считаю, что поступил дурно, - оправдывается он. - Это как с караваном верблюдов: когда караван меняет направление движения, последний в цепочке становится первым. При советском строе я был последним, сегодня я - впереди'.
Ги Долле считает этого европеизированного олигарха, который говорит по-английски и по-немецки и входит в правление престижного Deutsche Bank, идеальным 'рыцарем в сияющих доспехах'. И не только потому, без устали повторяет он, что тот может вырвать 'Arcelor' из когтей 'Mittal'. Долле считает, что деятельность 'Северстали' комплементарна 'Arcelor'. Это слияние также предоставляет уникальную возможность обеспечить 'Arcelor' энергоресурсами и железной рудой, которых в избытке можно найти в недрах земли русской ('Северсталь' владеет многочисленными рудниками и шахтами). К тому же и Владимир Путин благосклонно смотрит на это слияние. Жак Ширак также с подозрительной горячностью поддержал этот 'брак'. Еще один довод в пользу слияния, который, чтобы окончательно убедить аналитиков, Долле приводит на каждой из презентаций: благодаря 'Северстали', 'Arcelor' проникает на перспективный российский рынок, становится мировым лидером в своем секторе промышленности (суммарный доход составит 46 миллиардов евро), и, что немаловажно, самой рентабельной металлургической компанией. . .
Для пущего убеждения Долле напоминает, что связь между 'Arcelor' и 'Северсталью' - не мимолетная интрижка, она имеет долгую историю. Мордашов и Долле в первый раз встретились в 1996 году, постоянно общались в течение последующих лет, даже неоднократно производили обмен сотрудниками, что приводило - уже! - к неоднократным обсуждениям о перспективах сближения обоих предприятий.
Если верить тем, кто поддерживает Долле, попытки враждебного поглощения 'Arcelor' индийской компанией просто ускорили ход событий. И подтолкнули Мордашова пойти на уступки и умерить свой аппетит. Благодаря 'Arcelor', российская компания приобретает большую респектабельность, штаб-квартиру в Люксембурге и повышает свой рейтинг в глазах финансовых институтов, которые весьма критически относились к долгам предприятия. Не попытается ли Мордашов в таком случае взять в руки бразды правления 'Arcelor'? Долле вяло опровергает эти домыслы и говорит, что после слияния Мордашов будет всего лишь неисполнительным президентом новообразованной компании. Он не сможет продавать свои акции в течение четырех лет, как минимум, и не имеет права увеличивать свой пакет акций до уровня, превышающего минимальный блокирующий пакет в 33 процента. . .
Красивые обещания, данные на бумаге. Но они уже попали 'под обстрел'. Чем это финансы российской компании прозрачнее, чем у 'Mittal', которую так критиковал 'Arcelor'? Индийская компания, разумеется, громко возмущается пактом 'Северсталь' - 'Arcelor', напоминая всем и каждому, что Мордашов уже неоднократно заявлял, что он, в конечном счете, рассчитывает на долю в 45 процентов в капитале нового образования. И что он в скором времени станет новым 'капитаном' Arcelor. Особенно после того, как корабль покинет Ги Долле, которому в октябре 2007 года исполнится 65 лет.
Еще более неприятными являются инсинуации Колетт Невиль (Colette Neuville), главы Ассоциации по защите миноритарных акционеров. С ее точки зрения, массовый выкуп акций, который собирается произвести Arcelor в течение последних недель, приведет к тому, что Мордашов увеличит свою долю в капитале новой группы до 40 процентов. И уж лучше бы он прямо сейчас должным образом объявил о намерении купить Arcelor, чем вот так, исподволь, прибирать ее к рукам. . .
Нескончаемая игра в создание фигур из металлического конструктора, которая идет в мировой металлургии, далека до завершения. И вступление в игру российской компании не означает автоматического выбывания из нее индийской . . .
____________________________________________________________
Русская рулетка ("The Washington Times", США)
Русская рулетка компании "Arcelor" ("The International Herald Tribune", США)
Русская рулетка ("The Wall Street Journal", США)