Москва, 2 июня 2006 года. Официальные лица сообщили в пятницу, что президент Владимир Путин отправил в отставку Генерального прокурора России, который всего неделю назад обещал рассказать о новых "громких уголовных делах", связанных с коррупцией в правительственных кругах.
Это увольнение, указ о котором был подписан в четверг и утвержден законодателями в пятницу, было неожиданным, и, что типично для Кремля, в основном необъяснимым. Оно вызвало бурю спекулятивных размышлений относительно мотивов г-на Путина.
Кремлевские или близкие к Кремлю официальные лица намекнули на предстоящие более широкие перестановки в правительстве, в то время как политологи высказали предположения, что внутренняя борьба за власть в Кремле начинает выплескиваться наружу задолго до президентских выборов, которые будут проводиться в 2008 году.
Отправленный в отставку генпрокурор Владимир Устинов вел наиболее громкие в стране дела, включая дело Михаила Ходорковского, бывшего председателя совета директоров нефтяной компании ЮКОС. Г-н Ходорковский в прошлом году был приговорен к 8 годам тюремного заключения после расследования и суда, который критики назвали чисто политическим.
Г-н Устинов также лично контролировал расследования самых страшных катастроф и террористических нападений в стране, результаты которых мало кого удовлетворили. В их числе были затопление атомной подводной лодки "Курск" в 2000 году и захват заложников в московском театре в 2002 году, а также захват школы в южном городе Беслан в 2004 году.
Г-н Устинов, назначенный на должность генпрокурора предшественником г-на Путина, Борисом Ельциным, в 1999 году, продержался дольше всех в администрации Путина, которая уволила мало высокопоставленных чиновников, если не считать первого путинского премьер-министра Михаила Касьянова.
Отставка г-на Устинова произошла спустя всего 3 недели после того, как г-н Путин уволил начальника Федеральной таможенной службы РФ и дюжину других офицеров в ходе того, что было названо новым энергичным наступлением на коррумпированную бюрократию.
Не далее как на прошлой неделе на одной конференции в Минске, столице соседней Республики Белоруссия, г-н Устинов объявил, что борьба с коррупцией является нескончаемой. "Что касается конкретной работы по борьбе с коррупцией, я считаю, что она есть и останется настоятельной для России проблемой", - сказал он, обещая рассказать о новых делах.
Г-н Путин не сделал публичного заявления относительно увольнения генпрокурора, для которого необходимо было согласие верхней палаты парламента. Голосование было быстрым и практически единогласным, воздержались всего двое. Г-н Путин не назвал также и преемника г-на Устинова, хотя Кремль заявил, что исполнять обязанности генпрокурора будет нынешний первый заместитель г-на Устинова.
В отсутствие четко заявленного мотива появилось множество слухов, равно как и противоречивых заявлений политических союзников г-на Путина.
Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов назвал это "техническим шагом", которого потребовал сам г-н Устинов. Заместитель премьер-министра и министр обороны Сергей Иванов намекнул, что имелись "достаточные основания" для увольнения г-на Устинова.
Кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал в интервью по телефону, что решение президента отражает его желание назначить - и, вероятно, уволить - "некоторых ключевых лиц", но он не стал вдаваться в подробности.
"Это исключительно важная должность, - сказал он о должности генпрокурора, - в особенности, если принять во внимание борьбу с коррупцией, с терроризмом и т.д. Очевидно лишь то, что передышки в этой борьбе не будет".
Политики и аналитики вне правительства разошлись во мнениях относительно оценки увольнения г-на Устинова. Кое-кто высказал предположение о том, что г-н Устинов мало сделал для серьезной борьбы с коррупцией, тогда как другие сказали, что его прямые высказывания относительно коррупции, возможно, были сочтены чрезмерными.
Социолог Ольга Крыштановская, которая много пишет о кремлевской иерархии, сказала, что г-н Устинов "практически сделал глупость", когда открыто заговорил о масштабах преступности и коррупции в России, хотя г-н Путин тоже осуждал их в своих публичных выступлениях.
"Путин делал все, что было в его силах, чтобы улучшить имидж России, - сказала г-жа Крыштановская в интервью по телефону. - Ему не был нужен имидж страны, где всем заправляет мафия".
Она и другие приписали отставку генпрокурора то обостряющейся, то затихающей борьбе среди советников г-на Путина по вопросу о том, кого г-н Путин сделает своим преемником, когда в 2008 году закончится его второй - и последний, согласно действующему законодательству - президентский срок.
Г-на Устинова большинство считало "ястребом" среди советников Путина из органов безопасности и охраны правопорядка, которых именуют "силовиками", и которыми руководит глава президентской администрации Игорь Сечин.
Другая фракция включает помощников, которых считают сравнительно либеральными, и которые объединились вокруг путинского протеже Дмитрия Медведева, ставшего ныне первым заместителем премьер-министра и председателем совета директоров энергетического гиганта "Газпром".
"Уход Устинова является важной победой для либералов в правительстве и в президентской администрации в ходе того, что, по-видимому, является продолжающейся подковерной борьбой", - заявила в одном исследовательском документе компания "Goldman Sachs".
Владимир Рыжков, один из немногих независимых критиков г-на Путина в нижней палате парламента, назвал увольнение г-на Устинова с поста генпрокурора, в конечном счете, несущественным, заявив, что при г-не Путине Генеральная прокуратура РФ утратила всякую судебную или правовую независимость.