Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время как в конце прошедшей недели Черногория официально провозгласила свою независимость, приняв приглашение войти в международное сообщество, дюжина других незаметных "мини-государств" требуют для себя такой же возможности выбирать собственную судьбу.

Москва. Куда пойдет Черногория, туда пойдут Косово, Приднестровье и Южная Осетия.

В то время как в конце прошедшей недели Черногория официально провозгласила свою независимость, приняв приглашение войти в международное сообщество, дюжина других незаметных "мини-государств" требуют для себя такой же возможности выбирать собственную судьбу.

Самым свежим примером стал русскоговорящий анклав Приднестровье, который в начала 1990-х годов завоевал де-факто независимость от Молдавии; на прошлой неделе руководство Приднестровья заявило, что в сентябре с.г. проведет у себя референдум по типу черногорского в рамках своей кампании за образование собственного государства.

Специалисты опасаются, что многие "замороженные" конфликты во всем мире - где какая-то территория завоевала де-факто независимость, но не сумела добиться международного признания - могут снова вспыхнуть, поскольку этнические меньшинства потребуют такого же права на самоопределение, которое было предложено международным сообществом многим бывшим территориям Югославии.

Еще более важным, чем переход к государственности Черногории, стало бы согласие международного сообщества на требование Косово признать этой край независимым. Эта сербская провинция в 1999 году была оккупирована силами НАТО. За продолжающимися переговорами, на которых обсуждается такая возможность, с пристальным вниманием следят мятежные мини-государства. Но с учетом того, как недавно ставшие независимыми такие крошечные государства, как Восточный Тимор, погружаются в этническое насилие, международные наблюдатели опасаются последствий подобного шага.

"Если Косово станет независимым, этот прецедент вызовет дальнейшее разрушение глобального порядка и приведет к образованию все большего числа нежизнеспособных маленьких государств", - предсказывает аналитик независимого московского Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов.

Россия поддерживает появление нескольких промосковских сепаратистских анклавов на постсоветских территориях, как средство давления на соседей, которые ведут себя вызывающе, но пока что не решается официально признать их из опасения международного осуждения в связи с изменением границ существующих государств. Успешное голосование в Черногории 21 мая за отделение от Югославии - признанное международным сообществом - поощрило намерения других последовать тем же путем.

В Хартии Организации Объединенных Наций (ООН) упоминаются в качестве незыблемых принципов мирового правопорядка как "право на самоопределение" народов, так и "территориальная целостность" государств. Но эти принципы вступают в противоречие, когда сепаратистское меньшинство угрожает разрушить существующую страну. Россия, в составе которой имеется дюжина этнических "республик", включая активное повстанческое движение в Чечне, давно выступает за соблюдение той части уравнения, где говорится о "территориальной целостности". Но акцент Кремля, по крайней мере, касающийся некоторых из его соседей, кажется, начинает перемещаться.

"Если кто-то считает возможным добиваться независимости отдельных территорий (бывшей Югославии). . . и если такие прецеденты будут возникать, то они будут прецедентными и будут оказывать негативное влияние не только на постсоветское пространство, - заявил журналистам в пятницу президент Владимир Путин. - Не только жителям Южной Осетии или Абхазии (мятежных республик Грузии) трудно будет объяснить, почему албанцам в Косово можно отделиться от страны, в которой они формально сейчас находятся, а им нельзя. В чем разница?"

Когда в 1991 году распался Советский Союз, все 15 его основных республик получили свободу и международное признание. Но внутри некоторых из этих новых государств менее крупные этнические группировки подняли знамена собственных восстаний. В начале 1990-х годов две "автономные" республики Грузии, Абхазия и Южная Осетия, разгромили с российской помощью правительственные войска и создали режимы, которые являются, по существу, независимыми, но находятся в состоянии правовой неопределенности, потому что остаются официально непризнанными, в том числе даже Москвой. Русскоговорящая провинция Приднестровье с помощью российской 14-й армии откололась от населенной в основном этническими румынами Республики Молдавия. Населенный армянами анклав Нагорный Карабах в Азербайджане оказался под контролем Армении после ожесточенной войны, а повстанцы в Республике Чечня на юге России на короткое время добились де-факто независимости в конце 1990-х годов, после того, как разгромили российские войска на поле боя.

Во всех этих случаях международный принцип уважения "территориальной целостности" пока что побеждал стремление малочисленных национальностей к собственной государственности. Ссылаясь на это правило, Москва в 1999 году начала жестокую военную кампанию, которая с тех пор в основном сумела реинтегрировать Чечню в состав России.

Однако отношения России с Грузией, Молдавией и Азербайджаном в последние годы испортились, так как эти страны вырвались из орбиты Москвы и проводят более прозападный курс. Это плюс прецеденты, которые были в бывшей Югославии, заставило некоторых националистических политиков в Москве потребовать, чтобы Кремль спас то немногое свое влияние, которое еще имеется в регионе, гарантировав признание - или даже включение в состав Российской Федерации - некоторым из этих мятежных образований.

Приднестровье уже подписало с Москвой экономический пакт, который позволит этой крохотной, но сильно индустриализованной территории продавать в Россию свои товары и когда-нибудь присоединиться к валютной зоне российского рубля. Также в фокусе меняющейся политики России мятежные грузинские республики Южная Осетия и Абхазия.

"России нужно быть более активной в решении проблем Абхазии и Южной Осетии, - говорит Игорь Панарин, профессор государственной Дипломатической академии в Москве, которая готовит российских дипломатов. - Народы и правительства (этих мини-государств) хотят войти в состав России, и у них есть все правовые основания сделать это. Опросы показывают, что большинство россиян тоже поддерживают такой шаг".

Эдуард Кокойты, президент мятежной грузинской республики Южная Осетия, на прошлой неделе сказал, что попросит Россию присоединить к себе это мини-государство, которое остается в состоянии правовой неопределенности с тех пор, как в результате жестокой гражданской войны в начале 1990-х годов изгнало со своей территории грузинские войска. "В ближайшем будущем мы представим Конституционному суду РФ документы, которые подтвердят тот факт, что Южная Осетия вошла в состав Российской империи вместе с Северной Осетией как неделимое образование и никогда не выходила из состава России", - сказал г-н Кокойты.

Южная Осетия с населением примерно 70000 человек связана с российской кавказской республикой Северная Осетия этнически и географически. Специалисты говорят, что в ней проводится местная кампания, поддерживаемая русскими националистами, за воссоединение двух территорий под эгидой Москвы в составе новой республики Алания - древнее название осетинской нации. "Южная Осетия действительно хочет войти в состав России, и я не исключил бы этого в долгосрочной перспективе", - говорит Суслов.

Абхазия, субтропический анклав на побережье Черного моря, выгнала своих жителей грузинской национальности во время гражданской войны 1992-1993 гг., и сегодня в ней проживают около 200000 этнических абхазов, которые зарабатывают на жизнь экспортом фруктов в Россию и приветствуют приезжающих туда ежегодно немногих российских туристов.

Грузины вопиют о несправедливости и жалуются на то, что весь этот вопрос является следствием стремления Москвы захватить данные территории. "Южная Осетия и Абхазия были образованы, когда большевики, используя принцип "разделяй и властвуй", захотели контролировать Грузию, и эти образования по-прежнему используются с той же целью, - говорит Александр Рондели (Alexander Rondeli), президент Фонда стратегических и международных исследований, независимой аналитической организации в грузинской столице Тбилиси. - Фактически же происходит аннексия этих территорий Россией. Поскольку Россия сильна, западные державы позволяют ей делать, что она хочет".

Многие западные специалисты утверждают, что процесс разрушения бывшей Югославии является уникальным событием, осуществляемым под непосредственным контролем ООН и с максимумом демократических мер безопасности. Если Россия станет действовать самостоятельно в своем регионе, она рискует заставить мир отвернуться от себя и умножить региональные конфликты, "Это обоюдоострый меч, - говорит старший исследователь вашингтонского фонда "Heritage Foundation" Ариэль Коэн (Ariel Cohen). - Признав поддерживаемые Москвой мини-государства, Россия увековечит трения на многие десятилетия. Постсоветские границы нужно сохранить нерушимыми. Это избавило бы от большой головной боли, прежде всего, саму Россию".

Но на данное время настроения в Москве, кажется, становятся более жесткими. "Мы не согласны с концепцией, что Косово является уникальным случаем, потому что это противоречит нормам международного права, - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Титов в интервью российской газете "Время Новостей" на прошлой неделе - Такое решение проблемы Косово создаст прецедент в международном праве, который позднее будет применен к другим замороженным конфликтам".