Возвышение Китая отражается практически на каждой стране мира, но особенно на китайских соседях. У Москвы имеются важные причины тревожиться по поводу Китая. Граничащие с Китаем российские территории слабо населены. Более того, большое число китайских граждан пересекают границу, чтобы поселиться в Сибири - а это нервирует многих проживающих в данном регионе россиян. Сибирь также имеет нефть и другие природные ресурсы, доступ к которым все более необходим быстро модернизирующемуся Китаю.
В прошлом Пекин заявлял о своих территориальных притязаниях на значительную часть Сибири. Почти все эти претензии были урегулированы, но, если когда-либо в будущем более могущественный Китай решит возобновить свои притязания на любые части этой территории, Россия столкнется с исключительно трудным вызовом. Китайские вооруженные силы, очевидно, модернизируются с гораздо более высокими темпами, чем российские - отчасти по той причине, что Китай является крупнейшим клиентом для российских вооружений. С течением времени соотношение обычных вооруженных сил России и Китая устойчиво меняется в пользу Пекина.
Россия, разумеется, продолжает иметь большой арсенал ядерного оружия - так же, как Китай. Но действительно ли Кремль будет готов рисковать Москвой, чтобы спасти Владивосток или любой другой город поблизости от китайско-советской границы? Ответ на этот вопрос, возможно, не известен Кремлю даже сегодня, не говоря уже о будущем, когда Китай станет еще более могущественным.
Китайский вызов России, разумеется, не достиг такой точки, хотя многие российские обозреватели выражают опасения относительно будущих намерений Китая в отношении России. Однако же Китай и Россия также имеют важные общие интересы, в том числе находятся в оппозиции к американской "гегемонии", демократизации и суннитскому фундаментализму. У них, кроме того, имеются динамично развивающиеся торговые связи, которые очень важны для обеих стран.
Реакция Москвы на китайский вызов пока что выражалась в сочетании курса на объединение с Китаем при одновременных попытках уравновешивания его. С одной стороны, Москва объединилась с Пекином, подписав с ним в 2001 году Договор о дружбе, выступила заодно с Китаем в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в интересах сокращения американского присутствия в Средней Азии после событий 11 сентября (2001 года) и провела с ним совместные военные учения, в которых большинство увидело антитайваньский и антиамериканский подтекст. С другой стороны, Москва создает противовес Пекину, последовательно призывая к стратегическому партнерству Индию, а не только Китай (несмотря на важные различия между ними), и продает Индии более совершенные системы оружия, чем Китаю.
Противоречивость политики администрации Путина в отношении Китая можно лучше всего понять, сравнивая проводимую в отношении него политику экспорта вооружений и политику экспорта нефти. Китай является крупнейшим покупателем российского оружия. Действительно, российская оборонная промышленность нуждается в Китае как в клиенте, чтобы процветать, поскольку российские военные не могут себе позволить закупать достаточно систем оружия, чтобы обеспечить выживание своей оборонной промышленности. Для сравнения, администрация Путина колеблется в вопросе строительства нефтепровода из Сибири в Китай из опасения стать чрезмерно зависимой от Китая как клиента. Результатом этого стало то, что Москва поставляет Китаю средства (то есть оружие), чтобы угрожать России, создавая в то же время для него определенные стимулы, чтобы делать это, поскольку она не дает Пекину столько сибирской нефти, сколько он хотел бы покупать.
К счастью для Москвы, Пекин занят Тайванем, Соединенными Штатами, Японией и даже внутренними беспорядками. Но если Китай когда-нибудь решит принять меры, которые России покажутся угрожающими, Москва, возможно, убедится в том, что противодействовать им будет крайне трудно - если не невозможно.
Марк Кац является профессором управления и политики в Университете Джорджа Мейсона.