Брюссель. В Европейском Союзе после шока, вызванного бесцеремонностью, с которой Россия в начале года завернула на непродолжительное время газовый кран, вырисовываются первые контуры европейской внешней политики в области энергетики. Эксперты Еврокомиссии и Совета министров договорились о предложениях, которые будут представлены 15 июня для обсуждения на европейском саммите. Предложения изложены в документе под пространным названием "Внешняя политика, направленная на содействие реализации интересов ЕС в области энергетики". Если главы государств и правительств согласятся с линией, разработанной в Брюсселе, то летом 2007 года, в период, когда в ЕС будет председательствовать Германия, - во всяком случае, так считают дипломаты - будут приняты основополагающие решения.
Авторы документа считают, что легче всего добиться целей обеспечения надежной "безопасности снабжения" и более активной позиции ЕС в отношениях с "внешними крупными поставщиками" можно за счет комбинированного использования четырех подходов. Во-первых, они предлагают тесное объединение с Россией, предусматривающее на конечном этапе "интеграцию энергетических рынков ЕС и России". Россия уже сегодня является крупнейшим поставщиком ЕС. В 2004 году страна покрывала 24 процента потребностей содружества в газе и 27 процентов в нефти.
После интеграции рынков европейцы и русские должны выйти в своем сотрудничестве далеко за рамки одних лишь поставок. Не напоминая о недавних попытках одной российской газовой компании выйти на европейских рынок, в чем ей отказали в Великобритании, Еврокомиссия и Совет уверены, что надежное сотрудничество на долгие времена возможно лишь на основе "взаимности, прозрачности и отказа от дискриминации". Один из представителей Совета видит привлекательность данного европейского плана для Москвы в том, что энергетическая отрасль и государства-члены ЕС могут инвестировать "десятки миллиардов евро", в которых Россия нуждается для того, чтобы использовать свои сырьевые ресурсы оптимально.
В качестве другой меры ЕС хочет установить "стратегическое партнерство в области энергетики" с другими важными поставщиками. В настоящее время под ними имеются в виду прежде всего соседние страны, Норвегия и Алжир, которые уже вносят значительный вклад в снабжение ЕС энергоносителями. Но в будущем надо стремиться к заключению двухсторонних договоров также с Украиной, странами Кавказа и государствами Каспийского бассейна. При этом для того, чтобы обеспечить пути снабжения, необходимо подключить такие транзитные страны, как Турция.
ЕС, в-третьих, должен искать вместе с США, Японией, Китаем и Индией "совместные подходы в решении энергетических проблем в глобальном масштабе", поскольку безопасность снабжения зависит, по мнению Совета и Комиссии, также от экономного расходования энергоносителей. Сюда входит - этому авторы документа уделяют особое внимание - наряду с прозрачностью также поддержка "экономии энергоресурсов и их эффективного использования". Речь не идет о том, говорит один из экспертов Еврокомиссии, что американцы потребляют на душу населения в два раза больше энергии, чем мы, европейцы.
Сигналы в адрес Ирана
В-четвертых, Совет и Комиссия предлагают в связи с разворачивающейся в ЕС дискуссией о возрождении атомной энергетики настаивать на создании "международной системы поставок обогащенного урана". Но выгоду от этого должны получать только те страны, которые обязались не распространять материал, и таким образом открытые для международного контроля. Тем самым Брюссель, кроме того, посылает очередной сигнал в адрес Ирана, говорящий о том, что Тегерану правильнее было бы принять предложения ЕС, США, России и Китая по урегулированию конфликта.
Именно потому, что предложения ЕС дали бы широкие политические полномочия, авторы документа подчеркивают, что любое "отдельное государство-член", конечно, сохранит право самостоятельно заботиться о безопасности своего энергоснабжения и определять, какие энергоносители оно будет использовать. Брюссель тем самым пытается успокоить такие государства, как Испания, Франция или Великобритания, где в последнее время нашли проявление протекционистские тенденции в области энергетической политики.