На ежегодном Всемирном газетном конгрессе и Международном форуме газетных редакторов делегаты подвергли критике усиление контроля российского государства над средствами массовой информации. Впрочем, президент Путин отверг эти обвинения.
Российский президент Владимир Путин, конечно, горд тем, что "сливки" газетных издателей и редакторов со всего мира проводят свой конгресс в Москве. "Несмотря на то, что вас кто-то отговаривал, запугивал, пресса проявила свою ответственность, не позволила себя запугать и приехала к нам в Москву. Мы очень рады этому. Спасибо вам". Этими словами Путин приветствовал примерно 1700 делегатов из 110 стран.
Однако издатели приехали в самую большую страну мира не для того, чтобы хвалить Россию. Об этом позаботился сам Путин, подчеркивая выбор народа в пользу демократии: "Очевидно, что без свободной прессы столь масштабные преобразования были бы просто невозможны. Важнейшим гарантом его необратимости этого выбора по-прежнему остается свобода СМИ", - сказал Путин. Это наше ценностное завоевание, закрепленное Конституцией Российской Федерации, а Закон 'О средствах массовой информации', принятый еще в 1991 году, признан одним из самых либеральных в мире, подчеркнул российский президент.
Больше никакой цензуры
Между тем многие журналисты и зарубежные наблюдатели воспринимают существующие реалии иначе. Конечно, нет больше явной цензуры, как в советские времена, но, тем не менее, глава Всемирной газетной ассоциации Тимоти Болдинг (Timothy Balding) указал на то, что только десять процентов российских газет способны выживать в экономическом плане. То есть, они зависят от денег, поступающих из внешних источников: от правительства, партий, местных администраций, предпринимателей или других организаций.
Часто газеты, особенно в регионах, заставляют сдавать свои позиции, отключая им электроэнергию и отопление или же придираясь к редакторам, предъявляя им абсурдные налоговые требования. Не может быть так, чтобы сверхдержава, подобная России, имела прессу, которая обладала бы таким незначительным влиянием и такой незначительной властью. "Такого нет ни в одном современном обществе, - сказал он. - И я полагаю, что Россия в будущем не сможет существовать без сильной прессы ни как экономически развитая страна, ни как демократическое государство".
Средства массовой информации в руках государственных предприятий
Впрочем, российские телезрители этого не слышали и не видели - они увидели в телевизионных новостях своего президента. Болдинг же затронул больной вопрос электронных средств массовой информации, которые в значительной мере контролируются государством, а многие находятся в собственности государственных предприятий: "'Газпрому' принадлежат две важнейшие газеты и много других средств массовой информации. Такого нет ни в одной современной демократической стране. Это нехорошо, плохой знак, он не стимулирует журналистов быть мужественными, независимыми, объективными, а также честными".
Всемирная ассоциация издателей газет, в отличие от принимающей стороны, не желает также говорить о безупречности положения дел со свободой прессы, а хочет начать критический диалог, который ведется в стране в основном без привлечения общественности. Это мнение высказал известный и очень близкий к Кремлю телекомментатор телеканала РТР Николай Сванидзе: российская общественность даже не привыкла знакомиться с различными точками зрения. Это утомляет ее и заставляет задумываться.