Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия русская и Россия советская

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В любую эпоху - путинскую, сталинскую или петровскую - Россию практически невозможно втиснуть в категории национального государства или империи. СССР часто называли 'Советской Россией', и во многом он действительно стал Российской империей, где русским отводилась роль 'старшего брата' по отношению к другим народам - но зачастую именно русский народ становился ее главной жертвой

Рецензия на книгу Джеффри Хоскинга (Geoffrey Hosking) 'Народ-правитель и народ-жертва: русские в СССР' [Rulers and Victims: The Russians in the Soviet Union]

_____________________________________________________________

В любую эпоху - путинскую, сталинскую или петровскую - Россию практически невозможно втиснуть в категории национального государства или империи. СССР часто называли 'Советской Россией', и во многом он действительно стал Российской империей, где русским отводилась роль 'старшего брата' по отношению к другим народам - но зачастую именно русский народ становился ее главной жертвой.

Когда СССР вступил в пору 'дряхления', именно русские больше всех гордились его тускнеющей славой. Но в 1991 г. те же русские во главе с президентом Российской Федерации Борисом Ельциным сыграли решающую роль в крушении предмета своей величайшей гордости. Джеффри Хоскинг описывает это так: 'Россияне погубили СССР не потому, что им этого хотелось, а потому что это диктовалось положением их республики в институциональной структуре страны'.

Русские, по мнению Хоскинга - самый мессиански настроенный народ на земле после евреев. 'В истории большинства европейских народов был хотя бы один период, когда они считали, что их религия, культура или политическая система превосходит другие и заслуживает распространения на все человечество', - отмечает он. Однако зачастую 'правящая нация' образовавшейся империи оказывалась 'в подчинении у наднациональной идеи' - и вот результат: католическое мессианство Испанской империи разорило Испанию. Кроме того, многие империи были завязаны на монархически-сословную систему, и с ее ослаблением рушилась вся постройка.

Что же касается России, то и здесь цари-императоры пропагандировали православное мессианство 'Москвы-Третьего Рима'. Хоскинг сравнивает его с 'Халифатом' - особой миссией, которую взяли на себя османские падишахи. К началу 20 века от обеих монархий осталась лишь пустая оболочка, утратившая священный ореол. Оба государства рухнули почти одновременно, но если Оттоманская Порта ушла в историю навсегда, то русским удалось не только возродить свою империю, но и расширить ее пределы.

Тому есть две причины - во-первых, большевики сумели довести военно-экономическую мобилизацию страны до невероятного уровня, что позволило им вновь покорить утраченные земли. Во вторых, в российской цивилизации, помимо православного, появился второй тип мессианства - социалистическое. После падения царизма 'образовавшийся вакуум заполнил русский мессианский социализм'.

В основе своей большевистское государство Ленина представляло собой прагматическое полиэтническое образование, концепцию которого они со Сталиным разработали еще в Кракове в 1912-13 гг.: многочисленным нациям, населявшим бывшую 'тюрьму народов' была хитроумно обещана автономия с правом на отделение, но это право должно было существовать лишь на бумаге. Захватив власть в 1917 г., большевики просто вынуждены были 'отпустить' Польшу и прибалтийские государства, а также предоставить независимость Финляндии.

Но, как только представился шанс, они в 1921 г. вернули себе Грузию, Армению и Азербайджан, в 1941 г. - Прибалтику, а затем, в 1945 г. - Польшу, попутно поставив под контроль и всю Восточную Европу.

Когда Ленин и его Нарком по делам национальностей продумывали структуру будущего СССР, Россия не получила собственного ЦК партии, хотя такая привилегия было предоставлено Украине, Белоруссии, Казахстану и другим республикам - вместе с атрибутами государственности и правом на изучение национальных языков в школе. До 1930-х гг. в СССР существовало предубеждение против русских; сам Ленин терпеть не мог, как он выражался 'великорусского шовинизма'.

Необходимо упомянуть и о роли евреев в создании советского рукотворного кошмара, но она, пожалуй, преувеличивается. Хоскинг считает, что первоначальный советский 'проект' стал детищем русских и евреев, и тот факт, что в августе 1917 г. шесть из 21 члена ЦК, а в 1936 г. - шесть из 20 наркомов были евреями, бесспорен. Да, Троцкий, Зиновьев и Свердлов были евреями, но на мой взгляд, есть больше оснований говорить о 'кавказском воздействии' на революцию: чрезвычайно мощным влиянием в большевистском государстве пользовались грузины и армяне. Благодаря кавказским традициям клановости, лояльности и насилия представители этих национальностей действовали эффективнее и добились большего влияния, чем евреи - хотя эта проблема остается, по сути, неизученной.

В 1930-х гг. Сталин начал менять характер советского государства. Историки как правило утверждают, что этот грузин внезапно 'перевоплотился' в русского и стал адептом русского национализма, но Хоскинс - слишком вдумчивый исследователь, чтобы повторять подобные клише. Сталин действительно 'вычистил' из руководства страны многих евреев и националистов, но некоторые из них - например, Каганович и Мехлис сохранили за собой высокие посты.

Сталин начал было прививать гражданам гордость за российскую историю, но после долгих раздумий отдал предпочтение новому, советскому национализму - концепцию 'советского человека', неважно- русского или нерусского, в которую он правда включил идеи мессианского социализма и русского национализма/имперского мышления.

После второй мировой произошло новое изменение курса: Сталин считал победу делом русского народа и, отбросив идею советского патриотизма, придал русским статус 'первых среди равных'.

Всю сложность и парадоксальность понятия 'советско-русскости' можно проследить на примере самого Сталина. Диктатор принадлежал как минимум к четырем 'национальностям': он до конца своих дней считал себя грузином - говорил по-грузински, любил грузинскую кухню, читал грузинскую литературу; во-вторых, он был фанатичным марксистом-интернационалистом; в-третьих, он был русским - точнее, русским царем, наследником Ивана Грозного и Петра Великого; но в первую очередь он был 'отцом' советских народов, советским патриотом.

Он лучше всех понимал опасную непрочность этого сложного сооружения: пример тому - Ленинградское дело 1949 г. Сталину стало известно, что двое его высокопоставленных 'царедворцев', Вознесенский и Кузнецов - оба русские, ленинградцы - хотят сделать Ленинград столицей РСФСР (оставив за Москвой статус союзной столицы) и создать российскую республиканскую компартию. Он понял, что подобный шаг подорвет его собственную власть - ведь сам он был нерусским - и разрушит СССР. Сталин отреагировал с характерной жестокостью; оба его близких помощника были казнены. Он точно предугадал то, что случилось в 1991 г., когда Российская Федерация стала могильщиком СССР.

После Сталина СССР поддерживала на плаву всепоглощающая гордость за Великий Октябрь 1917 и Победный май 1945, поддерживавшая национальный дух русских, их роль в международном коммунистическом движении и реальную 'миссию' - соперничество с Америкой. В 1960-х гг. Советский Союз 'на деле стал Россией', но именно в таком, обращенном в прошлое варианте.

Анализ Хоскинсом провала советского государства во внутренней политике можно считать поистине непревзойденным: 'Хотя советское государство взяло на себя и осуществляло многие функции современного государства, оно при этом не создало в стране политического сообщества. Власть оно осуществляло в основном 'сверху' - причем по личным каналам. Простые люди доверяли иерархическим отношениям по линии патрон-клиент', а не закону и институтам.

Хоскинг всегда был чрезвычайно глубоким исследователем. И в этой прекрасно написанной книге он дает блестящий и всеобъемлющий анализ не только характера советского государства, но и самого понятия 'русскости': каждый, кто хочет понять сегодняшнюю Россию и выяснить, почему русские - особый народ, должен прочитать этот выдающийся труд.

В заключение автор отмечает: 'Большинство русских считают распад СССР катастрофой - не потому, что они твердолобые сталинисты, а потому, что именно его воспринимали как родину. Сегодня они строят независимое российское государство, к чему мало кто из них стремился. Но другого выбора у них нет'.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Саймона Монтефиоре на ИноСМИ.Ru

'Красная мумия' все еще с нами ("Daily Mail", Великобритания)

Чудовище по имени Маркс ("Daily Mail", Великобритания)

Династия мясников ("The Sunday Mail", Австралия)

Человеческие лица наших любимых злодеев ("Los Angeles Times", США)