После двух часов работы Тимоти Болдинг (Timothy Balding), председательствовавший на открытии 59 Всемирного газетного конгресса и 13 Международного форума редакторов в Москве, был на пределе своих возможностей импровизировать. Иранский оппозиционный журналист Акбар Ганджи (Akbar Gandschi) был награжден "Золотым пером Свободы". Выступали с речами. Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнил уже несколько произведений, а президент Владимир Путин все еще заставлял себя ждать. Раньше, во времена Советского Союза, заметил несколько саркастически Болдинг, всегда играли "Лебединое озеро", когда умирал президент. "Сегодня в ожидании президента исполняют 'Спящую Красавицу'".
Затем все же прибыл глава Кремля, в Кремле же и проходил конгресс. Путину пришлось выслушать ряд критических замечаний президента Всемирной газетной ассоциации (WAN) Гевина О'Рейли (Gavin O'Reilly). О'Рейли сообщил, что первоначально многие члены WAN были против проведения конгресса в Москве. Россия как место его проведения вызывала у них сомнения в связи с контролем государства над средствами массовой информации и его растущим влиянием в них. Содержавшийся в первоначальном варианте текста выступления призыв исключить Россию из Большой Восьмерки, был, по информации газеты "Коммерсант", исключен после того, как Путин пригрозил, что не придет на конгресс.
Его организация, несмотря на голоса, поданные против, решила вопрос в пользу Москвы в надежде использовать возможность "обратиться к Вам лично", сказал О'Рейли. Президент WAN призвал Путина "принять жизненно важные меры" для усиления влияния прессы, способной лишь поднимать престиж России и усиливать ее влияние в мире. Пока же на смену олигархическому контролю над средствами массовой информации пришел государственный контроль.
О'Рейли отметил прогресс, достигнутый российским правительством в деле улучшения экономических условий. Однако параллельно с этим необходимо "серьезное улучшение политического климата, в условиях которого работает пресса". Средства массовой информации не являются сильными, влиятельными и независимыми участниками российского общества. И в России, и за рубежом доминируют сомнения относительно того, есть ли вообще воля видеть их таковыми.
В своем приветствии Путин заверил, что российский народ сделал свой окончательный выбор в пользу демократии. Свободная пресса гарантирует необратимость этого выбора. Группу молодых национал-большевиков, прервавших на какой-то момент его выступление выкриками "Россия без Путина" и "Покончить с цензурой", силы безопасности вывели из зала.
Обвинение относительно растущего государственного влияния на средства массовой информации Путин отверг, сказав, что все наоборот. В стране существуют 53000 периодических изданий и более 3000 радиостанций и телеканалов. Даже если бы государство захотело, оно было бы не в состоянии всех их контролировать, сказал Путин.
Во второй половине дня выступил председатель правления издательства Axel Springer AG Матиас Депфнер (Mathias Doepfner), он говорил о "будущем газет и газетах будущего".