Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Демография: часовая бомба продолжает отсчет времени

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Старение населения отзовется тяжелым ударом по бюджетам крупных стран, предупреждает Алан Гринспен Незадолго до ухода с государственной службы на частном приеме Алан Гринспен, тогда еще председатель Федеральной резервной системы, сказал, что его настолько поразили прогнозы изменения структуры населения во всем мире, что он советовал бы крупным американским инвесторам пересмотреть свои долгосрочные приоритеты

Старение населения отзовется тяжелым ударом по бюджетам крупных стран, предупреждает Алан Гринспен

Незадолго до ухода с государственной службы на частном приеме Алан Гринспен (Alan Greenspan), тогда еще председатель Федеральной резервной системы (Federal Reserve), сказал, что его настолько поразили прогнозы изменения структуры населения во всем мире, что он советовал бы крупным американским инвесторам пересмотреть свои долгосрочные приоритеты.

В общем и целом его мысль сводилась к тому, что, когда структура населения уже будет такова, что из-за нее программа Medicare (общенациональная программа медицинского страхования в США - прим. перев.) и фонды социального страхования фактически превратятся для бюджетов в бомбы замедленного действия, инвесторы начнут требовать большей нормы прибыли на вложенный ими капитал и уже далеко не так охотно, как сегодня, будут приобретать низкодоходные 20- или 30-летние казначейские долговые обязательства США.

Слова Гринспена пришлись хозяину приема сенатору Бобу Беннету (Bob Bennett, шт. Юта, Республиканская партия) как нельзя более кстати: собственно, и сам прием был организован в первую очередь ради того, чтобы привлечь как можно больше внимания к демографическим изменениям - фактору, который становится самой мощной, и при этом самой малозаметной, движущей силой глобальных процессов. Из анализа представленных им данных, основанных на исследованиях ООН, становится видно, что, каким бы плохим в этом отношении ни выглядело будущее США - а к 2040 году расходы на государственные пенсии могут удвоиться и составить 24 процента валового внутреннего продукта, - еще большая опасность подстерегает страны, идущие вслед за Америкой по объему экономики: Японию, Германию и, как ни странно, Китай.

Хотя процесс старения населения США продолжается, и к 2050 году доля граждан старше 60 лет может составить уже не 16,7 процента, как сегодня, а 26,4 процента, в целом Америка, скорее всего, останется одной из самых молодых стран мира. К тому времени в Японии этот показатель может вырасти до 41,7 процента, что наверняка взорвет бюджет этой страны (сейчас там люди старше 60 лет составляют 26,3 процента), а в Германии - до 35 процентов с нынешнего уровня в 25,1 процента. Что касается Китая, то к середине века, когда поспеют 'ягодки' нынешней политики 'одна семья - один ребенок', его громкие экономические успехи могут обернуться полным провалом: доля граждан старше 60 лет в Китае тогда составит 31 процент, что втрое выше сегодняшнего уровня. Несколько лучше на общем фоне выглядит гораздо более молодая Индия.

Беннет, конечно, не стал ни с кем обсуждать услышанное на неофициальном приеме, однако на Капитолийском холме он первым и наиболее активно привлек внимание к вопросу, который в западных демократических странах редко становится предметом обсуждения, поскольку здесь слишком коротки выборные циклы - и, соответственно, временной промежуток, на который рассчитывают политики. Он с уверенностью говорит о точности данных в расчете на десятилетнюю перспективу. Далее, утверждает Беннет, расчеты для общемировых тенденций будут действительны только в том случае, если тенденции дня сегодняшнего останутся без изменений.

В частности, когда среди законодателей шли жаркие споры по поводу мер противодействия нелегальной иммиграции в США, он напомнил о том, что ужесточение иммиграции чревато экономическими проблемами.

- Если мы будем зависеть только от уровня рождаемости, мы превратимся в Европу, - заявил он.

С подачи Беннета изучение демографических тенденций стало главной задачей возглавляемой им организации 'Сообщество трансатлантической политики' (Transatlantic Policy Network), в списке членов которой значится, среди прочих, немало имен американских и европейских законодателей. По словам сенатора, старение Европейского Союза и рост численности мусульманского населения, не интегрируемого в принимающее общество, в конечном счете приведет к экономическому ослаблению и политической дестабилизации континента.

На краю самой глубокой демографической ямы стоит Россия. Ее президент Владимир Путин может сколько угодно трубить о том, что-де страна стала энергетической сверхдержавой, но в России не только средняя продолжительность жизни мужчин упала до уровня, какого не было с 1959 года, но и снизился уровень рождаемости, а этих двух факторов энергетическое преимущество никак не компенсирует.

- В современном мире главное богатство - это люди, а не то, что лежит в земле, - говорит ведущий вашингтонский эксперт по глобальным демографическим тенденциям Николас Эберстадт (Nicholas Eberstadt) из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute).

Главную угрозу, с его точки зрения, необходимо будет искать в сфере безопасности: ядерное оружие в государстве сохраняется, a людей становится все меньше - в результате государству остается поддерживать свою мощь исключительно нелюдскими ресурсами.

С другой стороны, Эберстадт с воодушевлением отметил, что в развивающихся странах, где уже долгие годы говорят о перенаселенности и связанной с нею необоримой нищете, наметилась неожиданная и потенциально положительная тенденция к снижению темпов роста численности населения. Сегодня более половины всего мира развивается при уровне рождаемости ниже уровня замещения: это почти все страны Восточной Азии, многие страны Ближнего Востока, а также Турция и Бразилия. Связано это, скорее всего, с тем, что в новые и новые культурные сообщества проникает мышление современного человека, с точки зрения которого большое количество детей с экономической точки зрения - скорее обуза, чем польза.

И все же большинство геополитиков сосредоточивает внимание именно на США и Китае - двух странах, одна из которых сегодня первенствует в мире, другая - быстрее всех приближается к первой. В Китае старение населения идет по тому же сценарию, что и в Японии, однако его последствия могут быть для Китая более опасными, потому что здесь по сравнению с Японией более низкая доходная база и менее развитая система здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Беннет говорит о том, что сейчас в Китае действует формула 1-2-4, то есть один работающий содержит двух своих родителей, а те - четверых прародителей, однако в реальности далеко не у многих родителей сегодня есть дети, которые могли бы их содержать.

- На Китай медленно, но неотвратимо надвигается гуманитарная трагедия, - считает Эберстадт.

По его словам, США можно считать 'исключением' из промышленно развитых стран, поскольку психология населения здесь другая, и она выражается, в частности, в более высоком уровне рождаемости. В США среднее количество детей на одну семью на 30 процентов выше, чем в Европе или Канаде.

- Это воля миллионов никем не организовываемых [семейных] пар, - считает Эберстадт. По его мнению, в ближайшие пятьдесят лет США будут единственной промышленно развитой страной, которая сохранит свою нынешнюю долю в мировом населении, что даст им возможность при необходимости идти на более высокий риск по самым разным вопросам - от борьбы с терроризмом до технических инноваций.

- США будут все менее и менее похожи на другие развитые страны, - говорит Эберстадт. - Со временем находить общий язык с союзниками будет все труднее.

____________________________________________________________

Как повысить рождаемость? ("The Wall Street Journal", США)

Послание Путина - предсмертное завещание ("Japan Times", Япония)

Русских скоро не будет ("The Wall Street Journal", США)

Путин и дети ("The New York Times", США)