Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путинская система сдержек и противовесов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2 июня Совет Федерации, верхняя палата российского парламента, подавляющим большинством принял отставку генерального прокурора Владимира Устинова. Его устранение создает возможность для назначения на этот пост человека, более благожелательно настроенного в отношении политики президента Владимира Путина и служит усилению его позиций

2 июня Совет Федерации, верхняя палата российского парламента, подавляющим большинством принял отставку генерального прокурора Владимира Устинова. Его устранение создает возможность для назначения на этот пост человека, более благожелательно настроенного в отношении политики президента Владимира Путина и служит усилению его позиций.

2 июня Совет Федерации, верхняя палата российского парламента, принял 140 голосами 'за' при двух воздержавшихся отставку генерального прокурора Владимира Устинова. Об Устинове прославившемся тем, что он поставил на колени гигантскую нефтяную компанию ЮКОС и посадил в тюрьму ее владельца - олигарха Михаила Ходорковского, нельзя сказать, что у него нет врагов. Однако его устранение говорит не только о продолжающемся укреплении власти президента Владимира Путина, но и об изменении баланса сил а основных властных структурах Кремля.

В Кремле действуют четыре основные фракции. Пока Путину удавалось быть эффективным посредником и удерживать контроль над администрацией, создавая систему сдержек и противовесов между ними.

Российские силовики занимаются, в первую очередь, вопросами национальной безопасности, национализма и укреплением исполнительной власти. Члены этой группы представлены в силовых структурах и часто являются бывшими сотрудниками КГБ и его преемницы ФСБ. МИД и МВД также контролируются силовиками. Самый влиятельный из силовиков в администрации Путина - вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. Хотя другие силовики поддерживают его, а он проводит их линию, Иванов более прагматичен, чем остальные. Он считает, что главная угроза для российского государства - в западном мышлении, в то время как более распространенным является опасение натовского вторжения.

Вторая основная группа - петербуржцы. Это технократы, ориентированные на Запад и пришедшие в администрацию из родного города Путина, северной столицы России. Первый вице-премьер и председатель 'Газпрома' Дмитрий Медведев - важный представитель этой группы, но, как и Иванов, он не принадлежит к крайнему флангу. Выступая за иностранные инвестиции в Россию, он хочет, чтобы они велись на условиях и под контролем россиян. Петербуржцы контролируют, в основном, финансовые дела администрации; к ним относятся министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития Герман Греф.

Третью группу образуют премьер-министр Михаил Фрадков и его близкий соратник Михаил Фридман. Их отличает то, что они не связаны ни с одной группой, а их цель - защита интересов Фридмана и его финансовой империи. Его 'Альфа-Групп' контролирует, среди прочего, энергетическую компанию ТНК-ВР, единственное совместное предприятие, в равных долях принадлежащее российским и иностранным владельцам. Назначив Фрадкова, Путин привел его и Фридмана в администрацию специально для того, чтобы две вышеупомянутые фракции не имели на нее чрезмерного влияния.

Последней группой являются государственные олигархи. Это миллиардеры, занимающие политические должности - руководители государственных компаний. Они возглавляют жизненно важные сектора, используемые в качестве рычагов российской внешней политики - в частности, энергетический и горнорудный. Если бы они не передали свои империи государству, то их могла бы ожидать судьба Ходорковского, осужденного за уклонение от уплаты налогов (его нефтяная компания ЮКОС была частично продана государственной 'Роснефти'. Глава 'Роснефти' Сергей Богданчиков является государственным олигархом, так же, как глава газовой монополии 'Газпром' Алексей Миллер.

Действия Устинова затронут эти фракции. Генеральный прокурор занял этот пост при поддержке своего друга Игоря Сечина, являющегося в настоящее время заместителем руководителя президентской администрации и помощником президента. Также он занимает должность председателя правления нефтяной компании 'Роснефть' и помог ей приобрести 'Юганскнефтегаз', производственное звено ЮКОСа. Кроме того, Сечин - близкий друг Путина и переехал с ним в Кремль из Санкт-Петербурга.

Однако Сечин не присматривал, как следует, за своим другом Устиновым. Вдохновленный антикоррупционной кампанией Путина, генеральный прокурор осмелился публично заявить, что коррупция во власти достигла беспрецедентно высокого уровня. Более того, Устинов совершил ряд других шагов, ударивших по интересам 'Роснефти' и других государственных олигархов. В мае он выступил против государственного олигарха Семена Вайнштока, арестовав 25 процентов акций его компании 'Транснефть', являющейся государственной трубопроводной монополией. Его действия, а теперь и отставка, ослабили позицию Сечина (сын которого женат на дочери Устинова).

Хотя ситуация с Устиновым не окажет существенного влияния на фракцию государственных олигархов, она усилила позицию трех самых влиятельных людей во властных структурах: Путина, Иванова и Медведева. Роль генерального прокурора стала более значительной, поскольку президенту приходится согласовывать свои действия с другими игроками; прокурор же является инструментом государства, который может быть использован для устранения препятствий на пути осуществления политики Путина. Скорее всего, Путин лично выберет Устинову преемника, обеспечив себе контроль над этой и другими фигурами. Прокурор - отличное орудие воздействия на те или иные политические фракции, он может благоразумно не позволить им обрести слишком большое влияние.

Еще одно последствие перетасовки - это, разумеется, будущее Сечина. Он использовал свою близость к Путину для создания тандема с Устиновым, ставшим слишком 'независимой' фигурой, и теперь его роль подлежит переоценке. Хотя из-за проблем Сечина 'Роснефть' окажется в невыгодном свете, компания не испытает существенного упадка. После своего расширения за счет ЮКОСа 'Роснефть' стала достаточно крупной для того, чтобы выдержать возможный шторм. Однако именно Сечин считается виноватым в просчетах Устинова, и, скорее всего, последствия придется испытать ему. Если Сечин будет снят со своего поста в администрации (или переведен на другую должность), то он может потерять и место в империи 'Роснефти', которая, будучи инструментом российской политики, может оказаться более важной, чем старая дружба.

____________________________________________________________

Владимир Устинов: генеральный прокурор, изгнанный Путиным ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Путин отправляет в отставку генерального прокурора России ("The Wall Street Journal", США)