По мере того, как мировые запасы энергоресурсов истощаются все с большей скоростью, вопрос о том, как поддерживать лампочки в горящем состоянии, все чаще включается в политическую повестку дня и становится одним из важнейших вопросов международной безопасности.
Английское правительство и представители промышленности в понедельник заявили о недопустимости нынешних тенденций национального протекционизма в стремлении обеспечить поставки энергоресурсов в будущем. Призвав к большей либерализации внутренних рынков и к усилению международного сотрудничества, они предупредили о том, что преследование узких национальных интересов может подорвать международную безопасность и привести к международному конфликту.
Европейские министры энергетики должны встретиться в четверг для обсуждения содержания Общей энергетической политики Европы, которая была номинально принята на мартовском саммите ЕС. Однако, несмотря на растущее осознание необходимости единой панъевропейской энергетической стратегии, появившееся в значительной степени благодаря российско-украинскому январскому газовому кризису, разногласия по поводу национального протекционизма угрожают погубить прогресс в этой сфере.
Выступая на встрече в Лондоне, организованной международной аналитической организацией "Центр внешней политики" (Foreign Policy Center), министр энергетики Великобритании Малколм Уикс (Malcolm Wicks) сказал, что приостановка Россией поставок газа на Украину во время ценового спора - что отразилось и на некоторых европейских государствах - вызвала в блоке кризис доверия.
"Энергетика Европы вздрогнула, - сказал он. - Это привело к тому, что на поверхность вновь всплыла идея национальной безопасности, национальных защитников, это был испуг, который мы до сих пор пытаемся пережить".
В то время как Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза - выступает в защиту либерализации энергетических рынков ЕС и создание общей энергетической сети, многие европейские страны стремятся создать национальные крупные корпорации, которые отражали бы атаки международных конкурентов. Самым наглядным примером может послужить слияние французской частной компании "Suez" и государственной "Gaz de France". Эта сделка была одобрена Парижем с целью избежать враждебного поглощения итальянской компанией "Enel"; и похожие консолидационные процессы происходят по всему континенту.
"На национальном уровне люди все еще пытаются строить свои собственные крепости", - говорит Роджер Карр (Roger Carr), председатель английской энергетической компании "Centrica". Разработка общей энергетической политики ЕС очень важна для недопущения возврата к протекционизму, который нанесет вред европейской экономике и подорвет энергетическую безопасность. "Европейская олигополия не является решением проблемы олигополии производителей", - добавил он.
Эта тенденция отражается не только на экономической политике, считает аналитик Ник Маби (Nick Mabey), бывший старший советник стратегического управления премьер-министра.
Нынешняя всемирная тенденция к государственной собственности на те или иные активы угрожает сделать мир "очень плохим местом", сказал он, утверждая, что в интересах Европы сохранить рыночную основу энергетической системы.
"Мы не хотим жить в мире геополитических конфликтов из-за прав собственности на какое-либо имущество, - сказал он. - Возможно, в текущий момент это самый опасный процесс, происходящий в мировой политике".
По словам Маби, Китай в настоящее время рассматривает вопрос, сможет ли он удовлетворить свои энергетические потребности экономическими и дипломатическими путями, или же ему построить военно-морской флот и "пойти путем жесткой силы", отчасти в ответ на строительство Соединенными Штатами военных баз поблизости от нефтяных месторождений по всему миру.
"По сути, Европа сидит и смотрит на этих двоих, как они играют в бридж по всему миру, подавая друг другу сигналы и с огромным подозрением относясь к устремлениям органов военного планирования другой стороны".
"Европа должна создать более готовую к сотрудничеству структуру, так как мы не играем в эту игру, мы не размещаем европейские военные базы рядом с какими-либо объектами, и мы не заключаем те дружественные стратегические долгосрочные сделки по энергоресурсам, которые заключают Индия, Китай и Соединенные Штаты".
"Это очень опасный вопрос, - сказал он, предупреждая, что если энергетическая безопасность будет определяться с позиций национальной безопасности, то будет практически невозможно вернуть ее в нормальное экономическое русло. - Мы можем придти к этому за ближайшие 10-15 лет. Эта политика не будет никому гарантировать наличие энергоресурсов, не будет способствовать сохранению климата, и будет иметь огромное количество внешнеполитических побочных эффектов и конфликтов".
"Однако у нас хватает глупости выбирать этот путь, потому что все действуют в своих краткосрочных национальных интересах, не разговаривая друг с другом. Кто станет инициатором переговоров? Европа ли это?"
Уикс сказал, что странам-потребителям нужно улучшить диалог со странами-производителями, отметив при этом, что у последних бывают опасения, такие как, например, надежность спроса, которые зачастую никем не признаются. Имея в виду, возможно, недавние резкие слова вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) в адрес президента России Владимира Путина, он сказал, что страны-потребители должны быть "немного более скромными и внимательными" к тому, как Россия, ОПЕК и другие производители энергоресурсов видят энергетический мир.
Вместе с тем страны, обеспокоенные надежностью поставок, могут проявить некоторый полезный энергетический национализм, занявшись инвестициями в возобновляемые источники энергии и в эффективность использования энергии, отметил он. Нынешней зависимости Великобритании и других европейских стран от иностранных импортных энергоресурсов можно было легко избежать.
"Есть вещи, которые могут быть сделаны и потребляющей стороной, и поставляющей стороной", - сделал вывод Уикс, добавив: "Мы говорим об этих драгоценных, скудных ресурсах, и вместе с тем очень много из них теряем".