Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ровно 62 года назад американские войска - вместе с другими союзниками - высадились на песчаный берег Нормандии, создав первый плацдарм в оккупированной нацистами Европе и вписав новую страницу в кровавую энциклопедию доблести. Этот плацдарм, который они захватили и отстояли, стал первым шагом к границам Германии и свержению гитлеровского режима

День 'Д'. Это слово стало синонимом мужества и самопожертвования американцев.

Ровно 62 года назад американские войска - вместе с другими союзниками - высадились на песчаный берег Нормандии, создав первый плацдарм в оккупированной нацистами Европе и вписав новую страницу в кровавую энциклопедию доблести. Этот плацдарм, который они захватили и отстояли, стал первым шагом к границам Германии и свержению гитлеровского режима.

Если вы хотите наглядно убедиться, какова цена войны, поднимитесь на один из холмов над этими берегами - вы увидите целые поля, усеянные крестами и звездами Давида над могилами американских солдат. Приглядитесь к надписям на надгробиях - наверняка вас, как и меня, поразит, сколько среди погибших было молодых ребят - 18, 19 лет. Когда видишь цифру 21 или 22 года, поневоле возникает ощущение: да он просто старик.

О цене войны говорят и бесстрастные цифры. По данным интернет-сайта Сухопутных войск США в ходе высадки 6 июня (с моря и воздуха) американцы потеряли 5200 человек, из них треть убитыми; уровень потерь составлял 5% от общей численности задействованных войск. Британцы и канадцы потеряли примерно столько же людей. Этот день не стал самым кровавым в американской военной истории, но все равно 'земельный участок с видом на море', который потом пришлось вернуть законным владельцам, обошелся нам недешево.

Сравним 6 июня 1944 г. с 17 сентября 1862 г., когда северяне и южане обильно полили кровью возделанные поля Западного Мэриленда: битва при Антиетаме считается самым кровавым однодневным сражением с участием американских солдат. Армия Потомака (северяне) потеряла более 12000 человек (25% состава), а Армия Северной Виргинии (южане) - более 10000 (31% состава).

Да, солдаты Гражданской войны умели убивать и умирать - и 80 лет спустя их потомки доказали, что сделаны из того же теста. Если счет потерянных жизней на этот раз был не так велик, то готовность жертвовать собой солдаты проявили не меньшую. И храбрость тоже - ведь им пришлось метр за метром брести по пояс в воде и ползком продвигаться вперед по песку под шквальным огнем.

Из всего этого следует вывод, который мы сегодня игнорируем - сильно при этом рискуя. Неважно, насколько велики потери в каждом конкретном случае: войны всегда приводят к далекоидущим и непредвиденным последствиям. Более того, порой они готовят почву для будущих конфликтов - именно такой предвестницей Второй мировой войны стала Первая мировая.

Ко 'дню Д' исход войны был еще далеко не решен. Ранее попытка британцев высадиться в Дьеппе окончилась кровавой неудачей. Впрочем, высадка в Нормандии отличалась куда большим масштабом - вероятно, она стала крупнейшей десантной операцией в истории.

Помню, как мы часами не отходили от радиоприемника, вслушиваясь в короткие сообщения. Президент Франклин Рузвельт молился за солдат. В тот день многие магазины последовали примеру знаменитого универмага Macy: они закрылись, словно говоря этим, что людям сейчас не до покупок.

Лишь поздно вечером 7 июня, через двое суток после начала вторжения, мой отец, вернувшись домой, сказал нам: похоже, союзникам удалось продвинуться достаточно далеко - теперь их вряд ли сбросят в море. Поспав несколько часов, он вновь отправился на службу (отец работал в Управлении экономической войны [Bureau of Economic Warfare]).

В те дни война касалась всей страны - не только тех сравнительно немногих, кто попал на передовую, выполняя свой долг ради большинства, живущего так, будто ничего не изменилось. После 11 сентября 2001 г. Белый дом не призывал закрыть магазины, чтобы мы могли осознать серьезность происходящего и помолиться за тех, кто оказался в аду сражения. Напротив, он внушал нам: чем больше вы покупаете, тем лучше для страны.

Раньше идея о том, что на войне все должны служить родине и жертвовать собой, подчеркивалась тем, что даже сыновья президента надевали военную форму. Был даже случай, когда командованию морской пехоты пришлось немало поволноваться - по недосмотру одного из сыновей президента отрядили для участия в рейде на атолл Макин в Тихом океане, где засели японцы.

В Нормандии с первой волной десанта на берег высадился сын предшественника и однофамильца тогдашнего президента. Первым генералом, чья нога ступила на французскую землю, стал заместитель командующего 4-й пехотной дивизией Тедди Рузвельт-младший. Вооруженный лишь пистолетом, опираясь на трость, - он страдал артритом - генерал несколько раз поднимал людей в атаку, проявив недюжинную храбрость. За этот подвиг он получил высшую военную награду - Почетную медаль Конгресса, а через пять недель после 'дня Д' бригадный генерал Теодор Рузвельт - младший скончался от инфаркта.

На другом плацдарме 6 июня сражался его сын, Квентин Рузвельт-второй (Quentin Roosevelt II) - он вернулся в строй после тяжелого ранения в Северной Африке. В истории высадки в Нормандии это единственный известный случай, когда отец и сын одновременно оказались в бою.

Тот день напоминает нам, что служить родине - великая честь, а высокое положение обязывает вас участвовать в общем деле и выполнять свой долг наравне со всеми.

Строуб Смит - в прошлом литературный редактор Washington Times, в настоящее время - внештатный обозреватель.

____________________________________________________________

Если бы Гитлер не напал на Сталина ("Wprost", Польша)

Опасный подлец настаивает на победе рядового Райана ("La Vanguardia", Испания)

Андре Глюксман: Что значит для нас 'День Д'? ("The Wall Street Journal", США)

Сергей Иванов: Уроки 'Дня Д' не должны быть забыты ("The Financial Times", Великобритания)