Россия берет жесткий курс в политике в области энергетики. То, что президент Владимир Путин и его окружение рассматривают нефть и газ и другое пользующееся большим спросом сырье в качестве стратегического оружия, придающего России статус великой державы, чем-то новым не является. Украина прочувствовала это в канун Нового года, когда государственная компания "Газпром" на какое-то время прекратила поставки и навязала Киеву кабальный договор. Украина была наказана за Оранжевую революцию. Недавно в Сочи Путин сказал, что тем, кому после всего, "что произошло", необходима поддержка, придется платить.
Компания "Газпром" - инструмент самоуверенной политики Москвы. Она является также государством в государстве. Общность интересов проявляется в фактическом лишении иностранных инвесторов и местных конкурентов возможности торговать газом и доступа к сырьевым ресурсам. Иностранному капиталу, конечно, не отказывают в участии в бизнесе, он даже желателен. Государственная компания ведет себя на своей исконной территории как капиталистический рантье: она получает доходы, съедает проценты, но почти не инвестирует средства в производство. Вливание капитала должно происходить извне, но это не дает права на участие в совместном решении вопросов.
На предстоящем саммите Большой Восьмерки основной темой будет энергетическая политика. Политическое руководство в Москве собирается в полном объеме использовать экономические и географические козыри - по своему собственному усмотрению. Это относится также к согласию Путина на принятие антимонопольного закона. Приняв его, он затем "всего лишь" поставит в покере фишку на джокера и путем запретов снова получит деньги. Заставить задуматься должно уже одно то, что такая попытка делается. У основных покупателей в Европе есть основания добиваться диверсификации поставок. И помнить о словах Ленина: "Доверие - хорошо, а контроль - лучше".