МОСКВА - Зная о кремлевской кампании борьбы с контрабандой и мошенничеством на таможне, компания "Motorola Inc." не стала испытывать судьбу, ввозя в марте партию своих мобильных телефонов в Россию. 167500 сотовых телефонов прибыли сюда на специально зафрахтованном самолете с логотипом "Motorola" на борту.
Каково же было изумление руководителей компании, когда российская милиция конфисковала всю партию поставки, назвав ее контрабандой. А затем эти же руководители беспомощно наблюдали за тем, как 50000 трубок из злополучной партии были названы "вредными для здоровья" и уничтожены. Судьба остальных телефонов остается неясной.
Нынешние проблемы "Motorola" наглядно демонстрируют те риски, с которыми могут столкнуться западные компании в погоне за прибылью на развивающихся рынках, где правовая защита не настолько надежна и прочна, как в странах с более зрелой экономикой.
В условиях бума потребления и быстрого роста среднего класса, подкрепляемого доходами от нефтяного экспорта, Россия представляет на сегодняшний день самый крупный рынок мобильных телефонов в Европе. С 2003 года объем продаж в этом секторе вырос более чем вдвое, достигнув в прошедшем году показателя в 33 миллиона аппаратов.
Такое положение является мощным стимулом для компаний, подобных "Motorola", которая вместе с "Nokia Corp." и "Samsung Electronics" доминирует на рынке продаж мобильных телефонов в России. Одна из моделей компании - модная и очень плоская трубка RAZR, стала обязательным атрибутом для сверхбогатых россиян. "Motorola" даже изготовила для российского рынка эксклюзивную партию телефонов RAZR розового цвета с автографом звезды тенниса Марии Шараповой.
Однако после конфискации телефонов проблемы у этой американской фирмы лишь нарастают. Небольшая российская компания высоких технологий обвинила "Motorola" в нарушении своих патентных прав, и та рискует оказаться в центре дорогостоящей юридической битвы по защите своего имени. Исполнительный директор "RussGPS" Павел Панов заявил, что в семи моделях "Motorola" используется дизайн, запатентованный им в российских патентных органах еще в 2003 году. Он потребовал заключения лицензионного соглашения, в соответствии с которым "RussGPS" могла бы получать часть доходов с продаж таких моделей в России.
"Motorola" отвергает эти обвинения, называя их "совершенно безосновательными". Представители компании заявляют, что патент Панова является так называемым "единым модельным патентом", в котором нет никаких технических новшеств. "Мне говорили, что мы можем приобрести единый модельный пакет даже на велосипед", - рассказал вице-президент юридического департамента подразделения мобильных устройств "Motorola" Скотт Оффер (Scott Offer).
Возникшие противоречия уже отразились на положении компании на российском рынке. "Объемы розничных продаж падают, снижаются и объемы заказов от оптовиков", - говорит аналитик этой отрасли и глава "Mobile Research Group" Эльдар Муртазин. Согласно прогнозам, во второй половине текущего года "Motorola" должна была занять по объемам продаж второе место после компании "Samsung". Однако, по словам Муртазина, "Nokia" оттеснила ее на третье место. Одна из крупнейших сетей розничной торговли телефонами "Motorola" в России приостановила импортные закупки в ожидании разрешения правового спора. Представители компании "Motorola" отказались дать какие-либо комментарии относительно объемов продаж.
Рыночные аналитики говорят о том, что "Motorola" могла стать невинной жертвой другого спора, не имеющего к ней никакого отношения. По их словам, главной мишенью властей была компания "Евросеть", являющаяся в настоящее время крупнейшим в России розничным продавцом сотовых телефонов. Именно она импортировала ту партию телефонов, которая позже была конфискована. Аналитики заявляют, что "Евросеть" разозлила конкурентов и представителей властей своим агрессивным поведением на рынке и быстрыми темпами роста.
Однако для компании "Motorola" ближайшей задачей на сегодня является воспрепятствовать распродаже конфискованных российской милицией телефонов. "Мы направили просьбу о том, чтобы телефоны были возвращены в качестве вещественных доказательств, чтобы их не уничтожали и не продавали третьей стороне", - говорит вице-президент компании Грег Эстел (Greg Estell). Компания заявляет, что остаток партии стоимостью примерно в 15 миллионов долларов хранится в настоящее время на государственном складе в Подмосковье. Высокопоставленные руководители фирмы ведут постоянные переговоры с представителями российских властей, пытаясь вернуть телефоны.
В большинстве стран мира арестованные товары, в отношении которых имеются подозрения в контрабанде, конфискуются и хранятся вплоть до вынесения решения суда. Однако, согласно причудам российского законодательства, властные структуры имеют право распоряжаться таким имуществом и уничтожать его на любом этапе расследования, даже когда никому не предъявлено обвинений.
Именно так поступили с многотысячной партией телефонов, конфискованной милицией в августе прошлого года во время кампании по борьбе с незаконным импортом. Представители бизнеса говорят, что затем эти телефоны были распроданы через мало кому известные коммерческие фирмы, якобы связанные со спецслужбами. Представитель милиции от комментариев по этому поводу отказался.
Правительство признает, что существующая система совершенно открыта для нарушений. "Нам необходимо ... устранить материальную заинтересованность правоохранительных органов [в этом деле]", - заявил в прошлом месяце министр экономики Герман Греф.
Проблемы начались у "Motorola" в конце марта, когда милиция конфисковала партию телефонов на выезде из таможни московского международного аэропорта "Шереметьево". Сначала милиция заявила, что телефоны являются контрафактной продукцией. Затем ее представители сказали, что аппаратура настоящая, но импортирована она незаконно. Работнику таможни и таможенному агенту были предъявлены обвинения в контрабанде.
В течение последующих нескольких дней милиция проверила телефоны и обнаружила, что уровень электромагнитного излучения у модели С115 "является опасным для здоровья пользователей".
25 апреля милиция в присутствии толпы приглашенных журналистов уничтожила 50000 телефонов данной модели на одном из подмосковных военных полигонов.
Представители Motorola заявили, что телефон этот отвечает всем требованиям Всемирной Организации Здравоохранения и российским стандартам. Они также подвергли критике процесс проведения проверки. По словам руководителей компании, проверку проводила не имеющая аккредитации лаборатория, которая проверяла не уровень излучаемой радиации, а мощность телефона. Как подчеркнули представители "Motorola", им не разрешили принять участие в проверке и даже не представили ее результаты.
Представитель управления российского министерства внутренних дел по преступлениям в сфере высоких технологий, которое ведет расследование, от комментариев отказался.
Компания "Motorola" также оспаривает иск "RussGPS" о нарушении патентных прав. Представитель "RussGPS" Панов, чья компания производит системы спутниковой навигации для российских военных, отвергает доводы "Motorola" в свою защиту. "Эти патенты выдавались не какой-нибудь парочкой слабоумных", - заявил он во время интервью.
Однако вместо того, чтобы для защиты своих прав обратиться в коммерческий суд (это обычная практика в делах о патентных нарушениях), Панов подал заявление в милицию, которая приобщила его к делу о контрабанде.
Руководители "Motorola" были в шоке. По их словам, они впервые сталкиваются с тем, что разбирательством патентного спора занимается милиция и прокуратура, а не суд по гражданским делам.
"Это неправомочная попытка использования уголовного законодательства в целях вымогательства лицензионных отчислений у компании и ее покупателей", - говорит Оффер. Во вторник "Motorola" подала иск в Московский городской арбитражный суд на компанию "RussGPS" и Панова, обвинив их в диффамации. Она потребовала компенсации в 18 миллионов долларов для возмещения "финансового ущерба и ущерба репутации", нанесенного в результате "заведомо ложных обвинений в нарушении патентных прав".
Панов говорит, что он совершенно спокоен. "У нас есть адекватные средства защиты", - заявляет он.
____________________________________________________________
Риски ведения бизнеса в России ("The Wall Street Journal", США)