Если ты россиянин и покупаешь недвижимость (в Лондоне), трудность в том, что все считают тебя Романом Абрамовичем и взвинчивают цену на 10%. Россияне это поняли и теперь, покупая жилье, проявляют все большую сметливость. Несколько лондонских компаний по торговле недвижимостью наняли в свой штат русскоговорящих агентов, чтобы россияне чувствовали себя в большей мере, как дома, и чтобы можно было объяснить им на их родном языке, что их не пытаются "облапошить".
Гульнара Лонг (Gulnara Long) из "Property Vision", компании, которая работает только с покупателями недвижимости, говорит, что россияне составляют до 10% от числа клиентов этой компании. "Когда россияне начали покупать недвижимость, существовало мнение, что все они так же богаты, как Абрамович, - говорит она, - и с очень многих из них брали лишнее. Я слышала, как агенты говорили 'Россияне готовы заплатить больше', и 2 года назад они платили больше, потому что не знали лондонского рынка. С тех пор как компании по торговле недвижимостью стали использовать русскоговорящих агентов, эта "неблаговидная практика" прекратилась. Компания "Property Vision" осматривает объект недвижимости и делает реалистическую оценку его стоимости, которая может быть значительно ниже, чем запрашиваемая цена".
Именно Лондон, до которого на частном самолете из Москвы добираешься за три часа, выбрала для себя новая российская элита, сколотившая в 1990-х огромные состояния и стремящаяся перевести часть активов за рубеж.
Лонг говорит, что большинству этих россиян нравится селиться в центральной части Лондона, вокруг Гайд-парка, но очень много россиян живут в районах Майда-Уэйл и Сент-Джонс-Вуд. Они не особенно стремятся в Ричмонд или Уимблдон, которые популярны у других зарубежных покупателей, и они никогда не селятся южнее реки. Есть еще один анклав вокруг Эскота. Она говорит: "Они предпочитают жить все вместе на одном этаже, в идеальном случае в очень большой квартире с чистыми, современными линиями, и им не нравятся таунхаусы, потому что в Лондоне большинство таунхаусов узкие и имеют слишком много этажей. Это миф, что россияне любят дома с множеством украшений - так было раньше, но вкусы меняются.
"Property Vision" имеет свои представительства в нескольких странах, и рынок на юге Франции является особенно активным: по числу покупок россияне там занимают второе место после британцев.
Лулу Эгертон (Lulu Egerton) из расположенного в Челси представительства компании "Lane Fox" говорит, что россияне очень быстро стали очень умными покупателями. "Они - сообразительные переселенцы, хотя они действуют не так, как другие покупатели. Кажется, они всегда являются на осмотр объекта группами по 4 человека, а поэтому никогда не знаешь, кто именно из них собрался купить эту недвижимость. Они все хорошо одеты и никогда много не говорят. Роман Абрамович, к примеру, великолепно говорит по-английски, но когда он покупает недвижимость, то всегда берет с собой переводчика. Я думаю, это один из способов последить за тем, что вокруг происходит, не слишком отвлекаясь на разговоры. В отличие от арабов, россияне никогда не торгуются, и их выбор в очень большой мере определяется местонахождением объекта: им нравятся самые престижные районы, такие, как Найтсбридж или Белгравиа, или места вокруг Кенсингтонского дворца, потому что в Кенсингтоне находится российское посольство. И у них всегда есть по-настоящему классные адвокаты из таких фирм, как 'Withers' и 'Macfarlanes'".
Компания "Cluttons" недавно наняла для работы в своем офисе в районе Куинсуэй Андрея Толстого-Милославского, чтобы тот занимался бурно растущей российской клиентурой, хотя он работает "со всеми республиками". Считается, что в Великобритании проживают около 250 тысяч русскоговорящих людей, в том числе из всех государств Прибалтики и с Украины. "Нашими клиентами являются не только сверхбогатые люди, - говорит он. - Есть также люди, которые прибыли сюда, чтобы работать в какой-нибудь крупной компании".
Милославский говорит, что богатые россияне предпочитают площади Лондона, Итон-сквер, Кадоган-сквер, и районы Белгравиа, Сент-Джонс-Вуд и Кенсингтон. "Им нравятся специально возведенные кварталы многоквартирных жилых домов, а не дома, перестроенные из торговых помещений или складов; им также нравятся отдельно стоящие особняки с собственной парковкой и хорошей охраной. Когда они туда приезжают, то хотят, чтобы охрана была круглосуточной, как у них на родине, но через несколько лет они расслабляются и понимают, что можно обойтись и без охраны".
Им также нравится, чтобы все в доме было тип-топ, говорит он, никаких тебе мокрых заплаток на штукатурке, скрипящих полов, и если уж полы деревянные, то им нужен дуб, а не ламинат.
Милославский ожидает, что в предстоящие несколько лет все больше россиян станут тратить свои деньги в Лондоне, особенно, когда рубль в 2008 году станет конвертируемым, а государства Прибалтики вступят во Всемирную торговую организацию (ВТО). "Я на днях видел в продаже рубли в (туристической фирме) "Thomas Cook" в аэропорту Хитроу, - говорит он, - что меня очень удивило. Экономика рушилась, но сегодня она растет с ежегодным темпом 6%. У России есть нефть, природный газ, драгоценные металлы и алмазы, и когда посещаешь Москву, можно почувствовать разницу в экономике: в ресторанах полно народу, множество магазинов торгуют модельным товаром. Не удивительно, что они тратят так много денег на лондонском рынке".