Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Олег Техов, за что мы ему крайне признательны
____________________________________________________________
12 июня 2006 года руководители фирмы Orlen и представители литовского правительства передадут друг другу документы, связанные с покупкой нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе. Для завершения сделки потребуется еще только согласие Брюсселя.
Это самая крупная зарубежная сделка польской компании. Orlen приобретает у литовского правительства не только около 31 процента акций, но и перенимает почти 54-процентный пакет от российского концерна 'ЮКОС'. За предприятие в Литве польская фирма заплатит 2,34 млрд. долларов. Если она выкупит еще акций и реализует всю инвестиционную программу, то в итоге в течение пяти лет израсходует в Литве примерно 3,5 млрд. долларов.
Руководство Orlen хочет как можно быстрее подготовить заявку в Брюссель для утверждения сделки - документы будут готовы в течение нескольких недель. Проблем с утверждением быть не должно, однако вся процедура может продлиться несколько месяцев.
Нефть, то есть политика
На торжества по случаю передачи документов в Вильнюс, в которых наверняка примет участие премьер-министр Литвы, также собирается выехать маршал Сейма Польши Марек Юрек (Marek Jurek). Это должно ясно означать, что польские власти поддерживают сделку. В течение многих недель, когда еще продолжались торги, польский концерн стремился получить такую поддержку, однако, как оказывается, убедил далеко не всех. Один из советников заместителя министра экономики Польши Петра Наимского (Piotr Naimski) говорил журналистам, что его шеф скептически оценивает приобретение НПЗ в Мажейкяе. Это вызвано тем, что Orlen в Литве может закончить таким же образом, как и первый иностранный инвестор этого нефтеперерабатывающего предприятия - то есть вынужден будет уйти, так как не сможет обеспечить поставок нефти для переработки. Поставки сырья были одним из ключевых условий, которые в этой сделке выдвигали власти Литвы.
По неофициальной информации известно, что руководство польской фирмы уже получило предварительные предложения для заключения контрактов на поставки сырья для НПЗ в Мажейкяе от нескольких фирм, в том числе от тех, которые уже сейчас его снабжают. О каких фирмах идет речь не сообщается. Вполне возможно, что через несколько недель Orlen объявит о том, что заключен новый договор на поставки сырья для литовского НПЗ. Альтернативным вариантом поставок нефти по нефтепроводу является морской путь через терминал в Бутинге (так же как в Гданьск через нефтепорт). При этом представляется маловероятным, чтобы россияне внезапно обиделись на Orlen и НПЗ в Мажейкяе, так как польская фирма станет крупнейшим в Центральной Европе нефтепереработчиком и главным потребителем российского сырья на континенте. Все нефтеперерабатывающие предприятия Orlen (всего семь, включая чешские и литовское) ежегодно будут перерабатывать 32 млн. тонн.
Новые направления
Если Orlen станет владельцем 'Мажейкю Нафта', то концерн в регионе превратится в доминирующего игрока, когда речь идет о переработке нефти. Очередным и естественным шагом в планах развития должен стать вопрос приобретения месторождений. Компания планирует купить доли в уже эксплуатируемых месторождениях, но, прежде чем будет достигнут первый успех, пройдет несколько месяцев. Уже в следующем году польский нефтяной концерн (PKN) из собственных месторождений хочет иметь около 400 тысяч тонн сырья, при этом необязательно сам будет его перерабатывать.
Не исключено, что польская фирма примет участие в борьбе за еще одну компанию в Европе - словацкую 'Transpetrol'. Это владелец нефтяных баз и нефтепроводов в Словакии, в т.ч. самого важного - участка нефтепровода 'Дружба'. По нему российская нефть транспортируется в Словакию и далее транзитом в Чехию и Германию. Orlen не подтверждает, но и не отрицает таких сведений. Однако было бы удивительным, если бы польский концерн не хотел бы приобрести эту словацкую фирму. Нынешний ее инвестор - российская компания 'ЮКОС', уже в феврале 2006 года нашел покупателя пакета 49 процентов акций. Однако правительство в Братиславе, несмотря на согласие национального антимонопольного управления, поставило под сомнение сделку (за 103 млн. долларов).
Словацкие власти недовольны покупателем, т.е. российской частной компанией 'РуссНефть'. Так как они имеют право наложить вето на договор, то теперь у них есть шанс для непосредственных переговоров с 'ЮКОСом'. Однако еще не определено, начнутся ли такие переговоры. Может быть 'ЮКОС' снова объявит торги. Следовательно, возможен сценарий такой, как и в Литве: 'ЮКОС' будет выбирать покупателя, который должен будет договариваться с правительством. Другой вариант: государственная казна Словакии выкупит акции у 'ЮКОСа', а затем сама будет искать покупателей. В случае такого решения 75-процентный пакет акций 'Transpetrol' стоил бы около 130 млн. долларов. Каждый из двух вариантов интересен для польской фирмы, которая сейчас активно использует нефтепровод 'Дружба', проходящий из России и Белоруссии через Польшу в Германию. Так называемая 'северная нитка' этого нефтепровода доходит до Мажейкяя.
Вопрос о деньгах
Победу Orlen в торгах за НПЗ 'Мажейкю Нафта' инвесторы восприняли позитивно. Руководство концерна заверяет, что финансовая организация сделки не будет проблемной, тем более что сейчас уровень задолженности концерна минимальный для фирмы такого масштаба. Для Orlen открыта кредитная линия, и, скорее всего, для этих целей предназначит почти всю прошлогоднюю прибыль. На ближайшем общем собрании акционеров будет предложено отказаться от дивидендов. Главный владелец, то есть государственная казна, вероятно уже согласился с таким фактом, так как в поисках компенсации хочет получить более крупные дивиденды от фирмы 'Польская Медь'.
Несмотря на то, что сделка в Литве для финансов Orlen не представляется угрожающей, агентство Fitch Ratings (одно из крупнейших в мире) поместило польский концерн в так называемый 'список наблюдения'. Для такого решения наверняка послужил тот факт, что кроме запланированных расходов в Литве, Orlen имеет собственную инвестиционную программу в Польше и Чехии, а для приобретения нефтяных месторождений в течение ближайших двух лет намерен израсходовать 130 млн. долларов. В случае если польский нефтяной концерн заинтересуется словацкой компанией 'Transpetrol', то в перечне расходов появится новая сумма - минимум 100 млн. долларов. В такой ситуации не исключено, что Orlen примет решение продать свои автозаправочные станции в Германии, рентабельность которых минимальная.
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Олег Техов
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей