Большинство представителей Запада не считают, что он представляет собой какую-либо угрозу для Москвы. У Америки, Европы и Японии нет ни совместных, ни индивидуальных намерений военного нападения на Россию. Однако Москва не просто считает Запад (особенно Соединенные Штаты) угрозой своей безопасности, она считает его одной из самых главных угроз, стоящих перед Россией.
Одним только фактом своего существования процветающий, демократический Запад ставит под сомнение законность богатой ресурсами, но не демократической России, большая часть населения которой бедствует. Хотя в советскую эпоху это так и было, с тех пор антизападные настроения в России усилились настолько, что это больше не так. Однако жесткие меры, предпринятые администрацией Путина в отношении западных неправительственных организаций и поддерживаемых ими российских организаций показывают, что Кремль по-прежнему серьезно обеспокоен вероятностью того, что поддерживаемая Западом демократическая оппозиция может набрать силу.
В ноябре 2005 года авторы одной статьи в "Коммерсанте" - российской газете, до сих пор публикующей статьи с критикой кремлевской политики - так сказали о том, почему западные неправительственные организации вызывают такое беспокойство Путина: "Несгибаемая позиция Путина по этому вопросу напрямую связана с возможностью "цветной революции" в России, считаемой Кремлем главнейшей политической угрозой... некоммерческие организации определены как главные каналы, по которым распространяется "цветная зараза"".
Также озабоченность как Кремля, так и российской общественности вызывает распространение западного влияния в странах, на которых Москва имела влияние в прошлом и на которых хочет продолжать оказывать влияние. Большинство стран Восточной Европы, входивших в Организацию Варшавского Договора, и три бывшие советские прибалтийские республики являются теперь членами и НАТО, и ЕС. Две другие бывшие советские республики - Грузия и Украина - все больше попадают под влияние Запада. Другие могут пойти тем же путем.
Москва воспринимает распространение влияния Запада в Восточной Европе и, конечно, в бывших советских республиках как агрессивные действия, направленные на ослабление России и ограничение ее влияния. Однако русские никогда не задают себе вопрос, почему западное влияние смогло распространиться на эти страны. Сделав это, они будут вынуждены признать, что власти и общественное мнение этих стран сами активно стремились присоединиться к Западу. Их мотивами были не только стремление к более высокому уровню жизни, демократии и верховенству закона, но и неисчезнувший страх перед Россией, еще больше усиливающийся из-за резкой реакции Москвы на их сотрудничество с Западом.
Также не похоже, что Москва понимает, что на самом деле тот факт, что граничащие с ней страны попадают под западное влияние, отвечает ее интересам, так как это означает, что они с большей вероятностью станут стабильными и процветающими, и, следовательно, не будут представлять угрозу Москве. Напротив, нестабильные, бедные соседи - даже если они находятся в сфере влияния России - создают для России проблемы, которые Москва не может решить самостоятельно.
Однако Москва воспринимает ситуацию не так. Она опасается приближения процесса демократизации к своим границам, так как опасается демократизации в самой России - и ее разрушительных последствий для существующей системы власти. Кроме того, Москва интуитивно отрицательно реагирует на усиление влияние Запада у своих границ - несмотря на то, что это на самом деле может пойти ей на пользу - так как это угрожает ее имиджу сверхдержавы. Поэтому Россия считает Запад очень серьезной угрозой.
Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)