Сумеет ли Китай сохранить нынешний уровень роста на ближайшие несколько десятилетий? На прошлой неделе я писал об одном возможном препятствии, связанном с политическим будущим страны. Но следует поставить ряд вопросов и об ее экономической стратегии. Китай должен принять ряд решений, важных для его будущего и будущего остального мира.
Китайская стратегия экономического роста имеет три отличительные черты: постепенность перехода от плановой экономики к рыночной, исключительная интегрированность страны в мировую экономику, а также высокий уровень и продолжающийся рост инвестиций.
Подход Китая к формированию политики часто называется 'градуалистским'. Но Минь Чжао из пекинского отделения Всемирного Банка считает, что лучшим определением было бы 'эмпирический': Китай в формировании политики прибегает к методу проб и ошибок (*).
Направление, однако, выбрано четко: в сторону рынка. Это в наибольшей степени проявляется во вхождении Китая в мировую экономику. С 1978 г. объем его торговли вырос в 70 раз, доля торговли в ВВП выросла в пять раз, а доля страны в мировой торговле возросла с 0,8 до 7,7 процентов.
В прошлом году отношение уровня торговли к ВВП было в Китае примерно равно южнокорейскому, хотя население Южной Кореи составляет лишь 4 процента от населения Китая. Этот показатель в Китае более чем в три раза выше, чем в Японии или США. Более того, положительное сальдо Китая по текущим платежам достигло в 2005 г. 7,1 процентов ВВП. Валютные запасы страны достигают 40 процентов ВВП и являются крупнейшими в мире.
Китай не только стал значительно активнее вести торговлю с Японией, но и делает все большую ставку на прямые иностранные инвестиции. Япония и Южная Корея создали собственные компании, покоряющие мир. Китай ставит на иностранные компании. В прошлом году прямые иностранные инвестиции дали 58 процентов экспорта.
Ставка на прямые иностранные инвестиции является для Китая одним из основных способов преодоления препятствия, создаваемого сравнительно низкой эффективностью его государственных предприятий. Привилегированный доступ государственного сектора к кредитам частично объясняет, почему повышение валового уровня инвестиций до 45 процентов ВВП не привело к ускорению роста.
В своем заслуживающем внимания новом докладе Глобальный институт Маккинзи (McKinsey Global Institute) отмечает, что частные и принадлежащие зарубежным инвесторам предприятия производят 52 процента ВВП, получая лишь 27 процентов банковских кредитов (**). С учетом господства банков в финансовой системе Китая, это значительный перекос. В докладе утверждается, что в первой половине 1990-х Китаю для создания 1 долл. дополнительного дохода было нужно 3,30 долл. инвестиций, а после 2001 г. - 4,90 долл., что 'на 40 процентов больше суммы, требовавшейся другим азиатским тиграм в период наибольшего роста'.
Теперь рост Китая зависит не просто от высокого, а от растущего уровня инвестиций. Но что будет с и без того исключительным уровнем инвестиций в китайскую экономику? В какой-то момент, возможно, в не столь отдаленном будущем, инвестиции должны перестать расти быстрее, чем потребление.
Динамика роста китайской экономики также зависит от эффективности ее быстрорастущего экспортного сектора. В последние десять лет трендовый рост стоимости товарного экспорта Китая был на 11 процентных пунктов в год быстрее общемирового. В какой-то момент рост экспорта должен резко замедлиться.
Более того, если бы не рост цен на нефть в последние несколько лет, то положительное сальдо по текущим счетам достигло бы в прошлом году 10 процентов. С учетом мощной экспортной конкурентоспособности и удивительно высокого уровня сбережений, в не столь отдаленном будущем вполне можно ожидать роста положительного сальдо до 300 млрд. долл. в год.
Кроме того, Китай стоит перед огромными экономическими вызовами: он должен, с одной стороны, вести международное сотрудничество для того, чтобы контролировать воздействие своего роста, а с другой - увеличивать эффективность роста. Большую опасность представляют собой также негативная реакция, особенно в США, на гигантский уровень китайского экспорта, контроль над обменным курсом и огромное положительное сальдо. Также важно проведение реформ, призванных увеличить индивидуальное потребление, составляющее сегодня всего 45 процентов ВВП, и повысить эффективность инвестиций.
Еще один важный вопрос заключается в том, является ли градуализм лучшим путем. В своем глубоком исследовании Эсвар Прасад (Eswar Prasad) и Рагхурам Раджан (Raghuram Rajan) из Международного валютного фонда оспаривают эту точку зрения (***).
Одна из причин, по которым следует избегать градуализма, заключается в том, что международное окружение вряд ли долго будет с ним мириться: давление по вопросу обменного курса и текущих счетов, несомненно, продолжится. Также большое значение имеет политика реформ: сопротивление хищных искателей ренты затрудняет принятие решений. Больший эффект принесет, скорее, некое подобие 'большого взрыва'.
Перемены в китайской экономике также делают градуализм более рискованным. По мере роста ориентированности экономики на рынок, становится все труднее оградить реформированные сектора экономики от тех, в которых реформы и не начинались. Контроль над обменом валюты стал сегодня более рыхлым, чем, скажем, десять лет назад. Интенсивное вмешательство на рынке иностранной валюты при потоке капитала, устремленном внутрь страны, грозит созданием опасных диспропорций в финансовой системе.
Также с продвижением либерализации возрастает риск того, что банковский сектор, поддерживаемый правительственными гарантиями, будет склонен к безнадежным ссудам. Более того, как отмечается в докладе Маккинзи, многие препятствия на пути к эффективной работе финансовой системы взаимосвязаны. По этой причине реформы требуют интегрированного подхода.
Иными словами, Китай должен лучше сбалансировать свой рост: ему нужен более высокий уровень потребления и меньшие - и менее расточительные - инвестиции; ему нужно снижение уровня роста товарного экспорта и более низкое положительное сальдо по текущим счетам, а также увеличение эффективности финансовой системы.
За три десятилетия Китай добился немалого прогресса. Но перед ним все еще долгий путь. Он должен оставаться верен методу проб и ошибок, но пробы должны быть более смелыми. Как утверждают авторы доклада МВФ: 'Возможно, пора перестать ощупывать дно и вместо этого предпринять более смелые шаги навстречу реформам'.
*External Liberalization and the Evolution of China's Exchange System: an Empirical Approach, www.worldbank.org.cn/English/home.asp
**Putting China's Capital to Work: The Value of Financial System Reform, April 2006, www.mckinsey.com/mgi
***Modernizing China's Growth Paradigm, March 2006, www.imf.org