'Атакуй не атакуй - на IPO получишь нуль! Рос-неф-те-газ!. . . Рос-неф-те-газ!. . . ' В нефтянке она огромна, как Питер Крауч (Peter Crouch), нападающий 'Ливерпуля' и сборной Англии, на поле: первоначальное предложение акций российской государственной нефтяной компании 'Роснефть', намеченное на июль, станет самым крупным в мировой истории выходом один на один с биржей.
В результате открытой продажи пакета размером в 12-14 процентов на фондовых рынках Москвы и Лондона 'Роснефть', скорее всего, будет оценена в 70-80 миллиардов долларов. Ожидаемая выручка - 10 миллиардов или около того - уйдет на выплату долгов по кредиту, взятому 'Роснефтегазом', материнской компанией 'Роснефти', у консорциума международных банков на приобретение 10 процентов акций 'Газпрома', после которого государственный пакет в капитале газовой компании снова поднялся выше 50 процентов.
Ручеек российских капиталов, размещающихся в Лондоне, уже превратился в полноводную реку, но ничего подобного 'Роснефти' в Сити еще не видели. От других она отличается тем, что ее главные активы, принадлежащие сибирской нефтяной компании под названием 'Юганск', были экспроприированы у другой нефтяной компании, "ЮКОСа", и его акционеров. Это если говорить вежливо. Бывший генеральный директор "ЮКОСа", который после показательного политического процесса, не уступающего судилищам сталинской эпохи, томится в сибирской тюрьме, говорит прямо и просто: это кража. И "ЮКОС" обещает 'затаскать по судам' и 'Роснефть', и любого, кто купит ее акции.
Кроме всего прочего, те, кто все же купит акции 'Роснефти', окажутся в меньшинстве в компании, первую скрипку в которой все еще играют российские власти. Иностранным инвесторам достанется в самом лучшем случае 10 процентов всех акций, причем в зависимости от спроса на акции компании на российском розничном рынке эта доля может вполне оказаться еще меньше.
И поэтому лондонские инвесторы сейчас задаются весьма ясно и четко поставленным вопросом: того ли сорта у 'Роснефти' бизнес, чтобы вкладывать в него деньги? Ибо если российское правительство уже ограбило одних акционеров, что помешает ему ограбить и других?
В пользу поддержки предложения 'Роснефти' говорит то, что компания сидит на настоящей золотой жиле, пусть это золото и черное. По объему доказанных запасов - 19 миллиардов баррелей - 'Роснефть' обгоняет и BP, и Royal Dutch Shell, а если включить и возможные, а также вероятные запасы, то цифра вырастет до 40 миллиардов баррелей. И дело даже не только в том, что нефти много. Она легко добываема, и она высокого качества, благодаря чему стоимость добычи и переработки для 'Роснефти' составляет лишь малую часть того, что приходится тратить западным нефтяникам. Что же касается опасности размещения акций в момент пика нефтяных цен, в компании утверждают, что инвесторы не сильно пострадают даже в том случае, если цены на нефть уполовинятся - ведь российские налоговики и без того забирают большую часть прибыли, которую получают компании при цене нефти выше 40 долларов за баррель.
Что ж, все это очень здорово, но как насчет угрозы судебных разбирательств и опасности быть раздавленными в объятиях русского медведя, если Кремль решит использовать свой контрольный пакет в политических целях?
По словам менеджеров 'Роснефти', ни одна попытка начать против них судебную тяжбу пока не увенчалась успехом, и, хотя успехи в прошлом, понятно, отнюдь не гарантируют успехов в будущем, руководство уверено, что все подобные иски ждет такая же судьба. Что же касается претензий к корпоративному управлению, то в 'Роснефти' отвечают: Москва старается сделать из 'Роснефти' российский аналог Exxon Mobil, так зачем же 'Роснефти' вести себя так, будто политические императивы для нее важнее коммерческих интересов, и тем самым подрывать доверие к себе со стороны инвесторов и отвращать их от будущих предложений? В этом смысле, вторят сторонники 'Роснефти', вложения в российскую госкомпанию ничем не отличаются от вложений во французскую или итальянскую. И, если уж на то пошло, то если 'Роснефть' - такой темный бизнес, как о нем говорят, почему же тогда к выпуску акций на бирже приложили руку, а с ней и свое имя и репутацию, ABN Amro, Dresdner Kleinwort Wasserstein, JP Morgan и Morgan Stanley?
Действительно, все аргументы за то, чтобы покупать 'Роснефть', звучат довольно правдоподобно. Однако при всем при этом 'Роснефть' - компания, у которой много нефти, но мало совести. И для инвесторов, у которых сохранилась хоть капля этических соображений, найдется, право же, и много других путей проникновения в нефтяной сектор.
____________________________________________________________
Россия 'накачивает' государственную нефтяную компанию ("The New York Times", США)
"Роснефть" и закон ("The Financial Times", Великобритания)