Кто же будет контролировать объединенную компанию Arcelor и 'Северстали'? Вчера этот вопрос был некоторым образом прояснен в докладе руководства Arcelor, в котором оно разъясняло условия сделки с 'Северсталью'. Пока Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета 'Северстали', будет контролировать не менее 25 акций компании, он будет иметь право назначать двух из четверых членов комитета Arcelor по стратегии. Он же будет председателем этого комитета, а один из его назначенцев будет независимым директором. Поскольку говорить о независимости кандидата, специально кем-то назначенного, достаточно сложно, а резолюции принимаются простым большинством, получается, что фактически у Мордашова будет право вето.
Возможности продавливать собственные решения у Мордашова не будет, но, тем не менее, сфера влияния его вето останется весьма значительной. На рассмотрение комитета по стратегии будут выноситься решения по 'ограниченному кругу существенных вопросов' перед тем, как эти вопросы лягут на стол совета директоров. В список же 'ограниченного круга' входят такие важные вопросы действительно стратегического значения, как 'существенные изменения' в стратегических планах, а также покупка активов и основание совместных предприятий на суммы, превышающие 300 миллионов евро.
В Arcelor заявляют, что отдали Мордашову крупный миноритарный пакет в обмен на стателитейные и горнодобывающие активы 'Северстали' по цене в 44 евро за акцию. Если смотреть на этот вопрос со стратегической точки зрения, то в подписанной руководителями Arcelor сделке нет ничего неправильного. Однако реальную цену акций, которые будут выпущены для Мордашова определяет рынок, и сейчас она на уровне 32,7 евро. Кроме того, Мордашов получит такие возможности влиять на пути стратегического развития компании, на какие вряд ли мог бы рассчитывать даже владелец пакета, который, судя по всему, превысит 38 процентов.
Правда, если бы удача сопутствовала Mittal Steel, то корпоративная структура, наверное, была бы, в принципе, такой же. В документах, представленных им в официальные органы, руководство Mittal заявляло, что комитет по стратегии - это та часть 'системы Arcelor', которая останется в неприкосновенности. Но при этом Mittal, чтобы получить контроль над компанией, хотя бы предлагает акционерам премию к рыночной цене.
____________________________________________________________
Люди из стали ("The Financial Times", Великобритания)