Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россияне не хотят уступать дорогу шишкам с мигалками

Водители из числа представителей среднего класса протестуют против увеличения количества чиновников с мигалками и привилегиями на дорогах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эта практика существует еще с советских времен, однако только сейчас против нее выступила небольшая, но решительно настроенная коалиция водителей из простого народа. Некоторые наблюдатели видят в этом протесте признак того, что возникающий в России средний класс хочет бросить вызов российской элите. Они хотят, чтобы эти привилегии были отменены для всех, за исключением, может быть, президента России Владимира Путина.

В большинстве стран только автомобили, оказывающие помощь в чрезвычайных ситуациях, такие как машины скорой помощи или пожарные машины, имеют право превышать скорость, проезжать на красный свет, ехать по встречной полосе и вынуждать других водителей уступать им дорогу.

Однако в России около 5000 чиновников и, как сообщается, большое количество богатых бизнесменов вешают на свои машины синие мигающие фонари, так называемые мигалки, и сирены, которые дают им право ездить по своим собственным правилам.

Эта практика существует еще с советских времен, однако только сейчас против нее выступила небольшая, но решительно настроенная коалиция водителей из простого народа. Некоторые наблюдатели видят в этом протесте признак того, что возникающий в России средний класс хочет бросить вызов российской элите. Они хотят, чтобы эти привилегии были отменены для всех, за исключением, может быть, президента России Владимира Путина.

"Неравноправие во взаимоотношения российских граждан и государства наиболее наглядно видно на дорогах, - говорит Вячеслав Лысаков, глава движения автомобилистов "Свободный выбор", которое объединяет около 5000 человек со всей страны. - В нашем обществе существует две касты, одна из которых полностью не подчиняется закону. У остальных нет иного выхода, кроме как уступать им, терпя свое унижение".

Толчком к возникновению движения стало дело Олега Щербинского, железнодорожника из Сибири, который был приговорен к четырем годам лишения свободы за то, что он "не уступил дорогу" лимузину, в котором ехал алтайский губернатор Михаил Евдокимов. Г-н Щербинский сказал в суде, что он вообще не видел машины губернатора, которая врезалась в него сзади на высокой скорости, когда он делал левый поворот, а затем перевернулась. Г-н Евдокимов погиб.

Сотни водителей, организованных через интернет группой г-на Лысакова, провели акции протеста по всей России. Месяцем позже другой суд оправдал Щербинского. "Это была победа гражданского общества, - говорит Лысаков. - Если бы мы не выступили с протестами, то я не сомневаюсь, что Щербинский до сих был бы в тюрьме".

Ранее движения общественного протеста, такие как пенсионеры, выходили на улицы, например, из-за потери государственных льгот. "Этот случай более интересный, так как водители относятся к среднему классу, и они протестуют не как уязвимая группа, а как активные граждане, - говорит Владимир Рыжков, независимый депутат Государственной Думы и автор законопроекта - который вряд ли пройдет через подконтрольный Кремлю законодательный орган - резко ограничивающего использование мигалок. - Они хотят равенства перед законом, и для России это что-то новое".

Когда президент Путин находится в городе, то весь 30-километровый маршрут от его дачи в Ново-Огарево до Кремля полностью перекрывается дважды в день, и его кортеж, состоящий из восьми автомобилей, может перемещаться по городу со скоростью до 200 км/ч. Бывший президент Борис Ельцин, живущий в загородной резиденции в Раздорах, также пользуется правом перекрывать целые дороги, когда он совершает нерегулярные выезды в Москву.

Многие водители говорят, что они раздражены от вынужденного ожидания, однако отдают Путину должное. "Я реалист, - говорит Лысаков. - Менталитет в России таков, что президент никогда не должен останавливаться из-за сигналов светофора".

Однако количество чиновников более низкого ранга с мигалками разрослось с всего 30 в 1994 году до более 5000 в одной только Москве в наше время. На некоторых оживленных московских улицах есть специальная резервная полоса посередине, по которой ВИП-персоны могут объезжать пробки. Однако на других улицах они просто вынуждают водителей тесниться к обочинам. ""То, как они ведут себя на дорогах, всех возмущает, они создают очень опасные ситуации на дорогах", - говорит г-н Рыжков.

Около 30-ти государственных ведомств, в том числе Кремль, Дума и Центральный Банк, могут выдавать мигалки своему руководству. Однако эксперты говорят, что многие богачи незаконно покупают необходимые документы.

"Мы знаем, что существует прайс-лист на различные уровни привилегий на дорогах", - говорит Юрий Гейко, ведущий московской радиостанции "Авторадио". По данным еженедельного журнала "Итоги", мигалкой можно владеть за 25000 долларов США, однако цена полного пакета привилегий доходит до 200000 долларов. "Дороже всех стоит "предписание", которое запрещает милиционерам даже совать нос внутрь вашей машины", - говорит Гейко.

По словам Лысакова, он продолжит протесты ради 30 миллионов российских водителей. "Только когда чиновники сами будут вынуждены стоять в пробках, они серьезно задумаются над улучшением ситуации".