Если вы хотите отыскать пример демагогии автократических ядерных держав, достаточно взглянуть на сегодняшний саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Там главы Китая, России, Пакистана и Ирана, в числе прочих, будут обсуждать "миролюбивое развитие" ШОС. Принимая во внимание агрессивный антиамериканский настрой данной организации и ее растущее политическое влияние, это дает основания для беспокойства.
До недавнего времени ШОС вызывала у большинства западных столиц предсказуемую зевоту - и для этого были достаточные основания. Созданная в 1996 году как "шанхайская пятерка" - Китай, Россия, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан, - эта оранизация занималась по большей части разрешением пограничных споров и наблюдением за этническими меньшинствами вроде давно угнетаемых китайских уйгуров.
Но она быстро видоизменилась. Спустя 3 года эта пятерка расширила сферу своей деятельности, включив в нее борьбу с терроризмом и другими трансграничными угрозами. Это имело свои достоинства. В Средней Азии полным полно отвратительных группировок вроде маоистского повстанческого движения Непала, которое буквально выплескивается через границы страны. В 2001 году эта группировка взяла себе новое название и расширила свою деятельность на другие страны, включая Узбекистан, который в то время вел борьбу с имевшим связи с "Аль-Каидой" местным радикальным исламским движением.
По итогам прошлогодней встречи можно сделать вывод, что задачи организации изменились. Масштабные военные учения "Миссия мира-2005", профинансированные преимущественно Китаем, стали ярким примером крепнущих военных мускулов ШОС. Тогда участники саммита приняли резолюцию, призывавшую Соединенные Штаты уйти с военных баз в Узбекистане, что американцы впоследствии и сделали. Этот успех, возможно, приободрил ШОС и поощрил - в особенности с учетом того, что на сегодняшней встрече присутствует иранский президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) - к тому, чтобы оказать давление в пользу более снисходительного отношения к ядерным амбициям Тегерана.
Пекин отрицает, что ШОС надеется стать восточной версией Организации Североатлантического договора (НАТО). Даже если бы это было целью ШОС, потребовались бы многие годы, чтобы участники ШОС выработали общие процедуры и достигли технологической совместимости. Но, учитывая количества вооружений, которые они продают друг другу, это практически осуществимо при наличии достаточного времени. Если допустить Соединенные Штаты на военные учения ШОС в качестве наблюдателя, это помогло бы успокоить некоторые из страхов.
В настоящее время нас более всего волнует растущий политический вес ШОС. Совершенно очевидно, что эта организация имеет великие притязания. Российский президент Владимир Путин в одной опубликованной на этой неделе статье назвал ее "влиятельной региональной организацией". Организация Объединенных Наций (ООН) в 2004 году благословила создание Секретариата ШОС, а представители ШОС установили отношения с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
В процессе расширения ШОС постепенно перерастает свою чисто авторитарную основу. В этом году она распространила статус "наблюдателя" на такие демократические страны, как Индия и Афганистан, лидеры которых присутствуют на сегодняшней встрече. Вероятно, внимательное наблюдение за деятельностью ШОС стало бы хорошей идеей для Монголии, демократической страны, которая физически зажата между Россией и Китаем. Однако, что касается Нью-Дели и Кабула, то непонятно из-за чего помимо энергетических интересов, которые действительно значительны, у них может появиться страстное желание укреплять политические связи с ШОС, группировкой, в которую жаждет войти, например, белорусский диктатор Александр Лукашенко. Это еще один пункт, который следует изучить Конгрессу США, когда он займется рассмотрением недавно заключенной с Индией ядерной сделки.
Сегодняшний саммит стал еще одним примером того, как Китай постепенно расширяет свое влияние на те регионы мира, которые западные демократические страны оставляют без внимания. Пекин в последнее десятилетие инвестировал значительные средства, например, в развитие транспортных связей со своими среднеазиатскими соседями, а также в торговлю с ними - соответственно, резко улучшились и политические отношения с ними. "Узбекистан рассматривает Китай, как надежного и великолепного соседа и партнера", - заявил вчера узбекский правитель Ислам Каримов. Российско-китайские отношения, возможно, не настолько близкие, но для России в данный момент удобно сотрудничать в рамках ШОС, чтобы снизить американское влияние в Средней Азии.
Министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) заметил: "весьма странно, когда организация, утверждающая, что она против терроризма, намерена принять в свои ряды одну из ведущих террористических стран мира - Иран". Если организация, заявляющая, что она хочет играть полезную роль в борьбе против терроризма, приглашает вступить в нее террористическое государство, это значит, что у нее на уме другие цели.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Опаснейший союз, о котором мало кто знает ("The New York Sun", США)
Саммит медведя и дракона ("The Washington Times", США)
Клуб диктаторов: Скверная повестка для Азии ("The Conservative Voice", США)
Клуб, но не джентльменский ("The Economist", Великобритания)