Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская повестка дня для саммита "большой восьмерки", который пройдет в следующем месяце, постепенно вырисовывается все четче. С точки зрения Кремля, мероприятие в Санкт-Петербурге станет хорошей возможностью для пиара, для повторения известных позиций, предложения нескольких новых инициатив, и все это, выглядя, как будто былая мощь вернулась

Российская повестка дня для саммита "большой восьмерки", который пройдет в следующем месяце, постепенно вырисовывается все четче. С точки зрения Кремля, мероприятие в Санкт-Петербурге станет хорошей возможностью для пиара, для повторения известных позиций, предложения нескольких новых инициатив, и все это, выглядя, как будто былая мощь вернулась.

В сферах, в которых Россия и ее коллеги по "восьмерке" согласились на разногласия, серьезных прорывов не будет. Роль России как надежного поставщика энергоносителей для всего мира, ее право выбирать свою версию демократии и рыночной экономики, разрешение иранской головоломки без применения силы и, возможно, без санкций, а также призыв к НАТО прекратить расширение в Центральную Азию - все это сулит мало нового, но получит значительное внимание в обществе. В сферах, где между всеми партнерами по "восьмерке" вроде бы царит согласие - таких, как продолжение сотрудничества в борьбе с терроризмом, - возможно принятие новых соглашений, но и это не факт. Новостью может стать продвижение президентом Владимиром Путиным "единого подхода" ко всем замороженным конфликтам на основании черногорской модели, а также предложения о сотрудничестве в новых областях.

Западные же партнеры вряд ли смогут серьезно повлиять на эту повестку, кроме как усилив критику. Это стало ясно на саммите в Сочи, где Кремль отказался ратифицировать Энергетическую хартию - механизм, который бы сделал зависимость Европы и России взаимной. В энергетическом секторе Москва оставляет за собой право решать кому, как и сколько природных ресурсов поставлять. Соглашение о Североевропейском газопроводе и начало его строительства ознаменовали момент, когда Россия решила использовать свои ресурсы для достижения политических целей. Газопровод воистину убивает одним выстрелом двух зайцев: усиливает зависимость Евросоюза от российских энергоносителей и подрывает энергетическую безопасность восточноевропейских стран. Кроме того, он показывает посткоммунистическим странам вроде Польши, что за антироссийские высказывания приходится платить.

Что касается отхода от демократии и свободы СМИ, Путин продолжит использование формулировок, появившихся годы назад: в России с этим все нормально; это Запад почему-то не видит, что российские СМИ свободны, а демократия жива и здорова. Выступая в этом месяце перед участниками конгресса Всемирной газетной ассоциации в Москве, он заявил, что низкий уровень доверия населения к СМИ никак не связан с монополией государства на новости, скорее он вызван недостаточной профессиональной ответственностью журналистов. Его позицию в какой-то степени повторил и ведущий государственного телеканала "Россия" Николай Сванидзе, сказавший, что "россияне устали от всех фактов, содержащихся в репортажах негосударственных СМИ, и хотят успокаивающего, советского подхода к новостям". Россияне "устали от плюрализма", они "не хотят или-или, они хотят точно знать, что происходит и что с этим делать".

Вероятно, вновь будет говориться о праве России на определение собственных правил рыночной экономики, будь то в отношении энергоносителей или других товаров. Вера Путина в экономическое управление сверху была подтверждена в его обращении к парламенту в мае. Он объяснил рост и значимость энергетического сектора государственным планированием и управлением, а не действием рыночных сил. Свою позицию он вряд ли пересмотрит. Более того, его философия объясняет централизацию экономической власти, которую мы наблюдаем в период его правления.

В отношении Ирана Путин даже не пытается пойти навстречу сторонникам более жестких мер. Его позиция последовательна и в Петербурге будет подтверждена еще раз: никаких военных действий против Ирана. Недавние заявления также указывают на то, что президент против введения санкций против Исламской Республики, хотя в этом отношении возможен некоторый компромисс. Путин, вероятно, очень жестко выскажется против расширения НАТО: по этому вопросу можно ожидать резких выступлений. Перспектива вступления в альянс Украины и Грузии очень беспокоит Кремль, и серьезность, с которой к этому вопросу относятся в российских политических кругах, передастся петербургскому саммиту.

Новостью может оказаться позиция России в отношении урегулирования замороженных конфликтов или, как выразился один из советников президента, в отношении "непризнанных государств" на Кавказе. Путин недавно выступил за единый мировой подход на основе черногорской модели. На встрече с главами информационных агентств "большой восьмерки" российский лидер заявил, что если Черногория может отделиться на основе национального референдума, то будет сложно объяснить жителям самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, почему они не могут отделиться от Грузии. "Когда мы слышим, что какой-то подход возможен в одном месте, [но] неприемлем в другом, это сложно понять и еще сложнее объяснить людям". Однако Путин не рассматривает возможность применения того же подхода для урегулирования конфликта в Чечне.

Скорее всего, российский президент использует саммит в Петербурге, чтобы призвать к более активному сотрудничеству в таких областях, как современные энергетические технологии, транспорт, коммуникации и авиакосмическая промышленность. Все это сферы, жизненно важные для роста экономики его страны. Здесь он не пойдет на уступки и предложит Россию на лидирующие позиции в этих отраслях.

В целом саммит "большой восьмерки" станет еще одним примером "согласных на несогласие" отношений между Россией и остальными членами клуба, зато вокруг немногочисленных областей, где согласие все же существует, официальные СМИ будут раздувать шумиху. Если гости президента решат высказаться более резко, скажем, в отношении ложных шагов России в энергетическом секторе, Путин прибегнет к двум видам агрессивной защиты. Во-первых, он заявит, что промышленно развитые страны не должны применять в отношении России двойные стандарты. Именно так он отреагировал на выступление вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) в Вильнюсе, когда тот раскритиковал ситуацию с демократией в России. "Если Америку так беспокоят темпы и направление развития демократии в регионе, она не должна была направлять своего вице-президента на встречу с явно недемократическим лидером Казахстана, Нурсултаном Назарбаевым, только потому, что его страна контролирует огромные запасы нефти и газа" - таким, вероятно, будет ответ Путина. Во-вторых, он постарается защитить право своей страны выбирать свой путь к экономическому росту. К подобной защите он прибегает каждый раз, когда западные партнеры России осуждают ее за применение нерыночной тактики - экономической монополии и государственного контроля.

Впрочем, вряд ли европейцы и Америка выскажутся на саммите резко в адрес России, по крайней мере, публично. Президент США Джордж Буш дал понять, что не одобряет практики приезда в гости, чтобы критиковать хозяев, и что предпочитает беседовать с "Владимиром" с глазу на глаз. В целом, первый "российский" саммит "восьмерки", скорее всего, пройдет при повышенном внимании международных СМИ, усиленных мерах безопасности, антиамериканских народных демонстрациях и официальных улыбках, за которыми ничего не стоит. Зато Кремль покажет своему народу, что Россия вернулась на мировую арену в качестве великой державы и что признание ее статуса стоит того, чтобы выслушать пару нелестных, хотя и правдивых замечаний.

Жоржета Пуршо - старший сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

____________________________________________________________

'Большая восьмерка' - доползти до петербургской границы ("The Financial Times", Великобритания)