Многие десятилетия Соединенные Штаты пытаются остановить распространение баллистических ракет и добились в этом деле скромных успехов. За последние 15 лет более десятка стран отказались от своих ракетных программ или существенно ограничили их, и очень немногие страны продолжают строить баллистические ракеты. Более того, свыше 30 стран объединились против передачи ракет и ракетных технологий другим странам, а более 100 стран подписали Гаагский кодекс поведения против распространения баллистических ракет, что еще больше укрепляет нормы, направленные против таких ракет.
Но этому прогрессу угрожает недавнее предложение администрации Буша (George W. Bush) развернуть баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) в обычном снаряжении на атомных ракетных подводных лодках (ПЛАРБ), что может стимулировать другие страны к приобретению ракет.
Пентагон предложил разместить неядерные боеголовки на двух БРПЛ "Trident" на каждой из своих ПЛАРБ. Имеется в виду обеспечить Соединенным Штатам способность наносить удары практически по любому противнику в срок не более 1 часа с момента получения соответствующего приказа. Ракеты "Trident" славятся своей очень большой дальностью, высокой скоростью и исключительной точностью. По свидетельству командующего Стратегическим командованием США (US Strategic Command) генерала Джеймса Картрайта (James E. Cartwright), такая ракета способна пролететь тысячи миль и поразить цель с отклонением не более 5 ярдов.
Сторонники этого предложения утверждают, что Соединенные Штаты должны быть способны быстро уничтожить террористов, пока те не успели ускользнуть. Например, американские военные, возможно, сумели бы уничтожить лидера "Аль-Каиды" значительно раньше, если бы имели ракеты "Trident" в неядерном варианте. Однако развертывание неядерных ракет "Trident" вызывает и определенные озабоченности.
Одна такая озабоченность связана с тем, что Россия может ошибочно принять старт неядерной ракеты "Trident" за начало ракетно-ядерного нападения. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал Юрий Балуевский заявил репортерам в мае: "Это может стать дорогостоящим шагом, который не только не гарантирует его [Усамы бен Ладена (Osama bin Laden)] уничтожение, но может спровоцировать необратимую реакцию государства с ядерным оружием, которое не сумеет определить, какая боеголовка установлена на ракете".
Скорее всего, траектория ракеты, используемой в неядерном ударе, будет отличаться от той, которая характерна для удара ракетами в ядерном снаряжении по России, хотя это различие может и не позволить точно интерпретировать характер удара. Далее, при неядерном ударе обыкновенно будет запускаться всего одна ракета "Trident", но Москва все же может вообразить, что эта единственная ракета является первым залпом в более масштабном ударе - когда сначала над территорией России будет взорван ядерный боезаряд, чтобы вывести из строя ее системы связи и предупреждения и тем самым подготовить условия для полномасштабного ядерного нападения.
Если Соединенные Штаты хотят сократить угрозу случайной ядерной войны и все же приобрести возможность использовать БРПЛ "Trident" в неядерном снаряжении, то они могли бы заменить все ядерные боеголовки на своих ракетах "Trident" на неядерные. Однако против такого шага выступили бы те, кто считает, что ПЛАРБ с ядерными ракетами нужны, как гарантия того, что у Соединенных Штатов останутся ядерные силы, неуязвимые для нападения противника.
Что более важно, замена некоторых или всех ракет с ядерными боеголовками на ракеты в обычном снаряжении повысит военную полезность этой системы оружия . Это позволит изменить тенденцию глобального запрета на баллистические ракеты. Как только баллистическая ракета будет легитимизирована, как обычная система оружия, которая станет широко применяться Соединенными Штатами, у других стран почти не останется оснований ограничивать собственные ракетные программы и использовать это оружие. В результате нормы против ограничения распространения баллистических ракет будут отменены, и давление на режимы с целью контроля распространения ракет тоже будет ослаблено.
В ноябре 2002 года, когда был принят Гаагский кодекс, тогдашний заместитель государственного секретаря США по вопросам контроля над вооружениями и нераспространения Джон Болтон (John Bolton) предостерегал: "Слишком часто в вопросах контроля над вооружениями и нераспространения страны выступают с цветистыми заявлениями по поводу выполнения норм и конвенций, а затем без шума и тайно делают прямо противоположное". Соединенные Штаты не должны становиться одной из таких стран. Вместо этого они должны воплощать в жизнь видение президентом Рональдом Рейганом (Ronald Reagan) мира, свободного от баллистических ракет.
Хотя БРПЛ в обычном снаряжении способна помочь Америке в борьбе против террористов, долгосрочная безопасность основывается в большей мере на выработке и укреплении норм и режимов, направленных против баллистических ракет.
Чарльз Фергюсон, в прошлом офицер-подводник, служивший на ПЛАРБ ВМС США, является специалистом по науке и технике в Совете по международным отношениям. Диншоу Мистри является доцентом политологии в Университете Цинциннати и автором книги "Containing Missile Proliferation" (Сдерживание распространения ракет).