Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Три вызова Москве

Москва может остаться со стоящими перед ней угрозами один на один

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В моих последних трех статьях обсуждались вызовы, с которыми Москва сталкивается со стороны мусульманского мира, Китая и Запада. Решение каждой из этих проблем усложняется тем, что Москва сталкивается с ними всеми одновременно. Кроме того, вызовы со стороны Запада, Китая и мусульманского мира очень сильно отличаются друг от друга

В моих последних трех статьях обсуждались вызовы, с которыми Москва сталкивается со стороны мусульманского мира, Китая и Запада. Решение каждой из этих проблем усложняется тем, что Москва сталкивается с ними всеми одновременно. Кроме того, вызовы со стороны Запада, Китая и мусульманского мира очень сильно отличаются друг от друга. Китай является традиционной геополитической угрозой. Мусульманский мир может вдохновить и поддержать исламскую оппозицию в России и других бывших советских республиках. Запад представляет угрозу влиянию России на соседние государства, а так же авторитарному порядку в самой России.

Проблема для Москвы заключается в том, что уменьшение любой из этих угроз может привести к усилению угрозы от какой-то одной либо сразу обеих оставшихся сторон. Если, например, Россия преуспеет в выталкивании Соединенных Штатов из Средней Азии, что она пытается сейчас сделать, то позиции Москвы в противостоянии непрекращающимся исламистским угрозам, возникающим перед посткоммунистическими режимами данного региона, все равно не усилятся. Также Москва не получит преимуществ в сопротивлении попыткам Китая усилить свое влияние в регионе.

Если бы Россия имела дело с каким-либо одним из этих вызовов своей безопасности, то разумной политикой для нее был бы поиск одного или нескольких союзников для противостояния ему. Однако Россия этого не делала и не похоже, что она собирается делать это в будущем.

Какими бы хорошими ни были отношения Москвы с существующими мусульманскими правительствами, они либо не захотят, либо не смогут сделать что-либо существенное, чтобы помочь России защититься от Запада или Китая. Даже те мусульманские страны, которые искали поддержки Москвы в противостоянии со своими оппонентами (в том числе и с Соединенными Штатами), не обладают достаточной силой, чтобы помочь России в противостоянии с ними (особенно с Соединенными Штатами).

Россия может объединиться с Китаем против Америки и Запада. Более того, некоторые российские комментаторы и политики даже уже предлагали это. Москва и Пекин, несомненно, не имеют ничего против системы правления друг друга. И все же, несмотря на наличие серьезных разногласий с Западом, Китай не хочет объединяться с Москвой против Америки, Японии или Европы. Торговые отношения Китая с этими тремя субъектами имеют гораздо большее значение, чем его торговый отношения с Россией, и Пекин не хочет ими рисковать ради альянса с Москвой. Даже если бы отношения Китая с Западом значительно ухудшились, и он хотел бы объединиться против него с Россией, как Москва может защитить себя от Китая? Союз с Западом, особенно с Соединенными Штатами - вот наиболее очевидный ответ. Однако это будет означать конец любому альянсу с Китаем.

Россия также может объединиться с Западом против угроз как со стороны мусульманского мира, так и Китая. Однако Кремль на это не пойдет, так как заключение подобного союза приведет к усилению давления, направленного на проведение внутренних реформ в России. Хоть такой союз и может пойти на пользу России вообще, он не пойдет на пользу ее авторитарному режиму - и поэтому не будет заключен.

Кроме этих, имеются и другие возможности. Во время вызвавшей много споров подготовки к возглавлявшемуся Америкой вторжению в Ирак в 2002-2003 годах Путин надеялся расколоть Запад, объединившись с Францией и Германией против Соединенных Штатов и Великобритании. Однако несмотря на все разногласия с Вашингтоном европейцы вряд ли захотят поменять союз с Вашингтоном на союз с Москвой - которую европейцы считают скорее проблемой или угрозой.

Опасающаяся Китая Россия может объединиться с Японией, у которой также есть основания опасаться Китая. Однако Москва не хочет возвращать четыре острова Курильской гряды, которые она захватила у Японии в конце второй мировой войны, без чего этот союз не состоится.

Наконец, в экс-коммунистическом пространстве и развивающемся мире есть определенное количество небольших стран, которые уже более-менее объединены с Россией. К ним относятся среднеазиатские республики, Армения, Беларусь, Иран, Сирия и даже Венесуэла. Но, как бы ни было, они больше заинтересованы в получении помощи от России, чем в оказании ей помощи, и они не будут особо полезны в противостоянии какой-либо серьезной угрозе, стоящей перед Москвой.

Все вышесказанное означает, что России придется справляться со всеми угрозами самостоятельно. Так получается отчасти потому, что Москва не верит тем немногим, кто достаточно силен, чтобы помочь ей (Западу и Китаю), а отчасти потому, что другие правительства обычно не хотят или не могут помочь России в борьбе со стоящими перед ней серьезными угрозами. К счастью для Москвы очень маловероятно, что какие-либо две (не говоря уже обо всех трех) из стоящих перед ней угроз ее безопасности захотят (если вообще смогут) объединиться друг с другом против России. Более того, западно-мусульманский, западно-китайский, мусульманско-китайский или западно-мусульманско-китайский союзы против России выглядят нереальными. На пользу России идет то, что соперничество между этими тремя группами (особенно между Западом и мусульманским миром и между Западом и Китаем) настолько сильно, что они сосредоточены больше друг на друге, чем на вопросе о том, что делать с Россией.

Непреходящее соперничество между Западом, мусульманским миром и Китаем, однако, не гарантирует того, что Россия не столкнется с серьезной угрозой своей безопасности или что она будет в состоянии эффективно с ней справиться. Действительно, если Россия столкнется с серьезной угрозой своей безопасности со стороны одного из этих трех субъектов, Москва не может рассчитывать, что соперничество между ними позволит ей объединиться с остальными для отражения этой угрозы. Как говорилось ранее, мусульманский мир слишком слаб и разобщен для того, чтобы встать на сторону России в борьбе против Запада или Китая. Китай мало что может сделать, чтобы помочь России сдержать подъем демократии или рост исламизма в России. Запад заключил немало сделок с радикальными исламистами за пределами бывшего Советского Союза, и может оказаться не в состоянии помочь России, если исламская оппозиция там вдруг обретет силу. Также не будет Запад и вмешиваться на стороне авторитарной России в какой бы то ни было спор или конфронтацию с вооруженным ядерным оружием Китаем.

Из-за подозрительного отношения России к любому потенциальному союзнику, который может помочь ей в отражении какой-либо возможной серьезной угрозы, Москва может остаться с этими угрозами один на один - из-за чего справляться с вызовами своей безопасности Москве будет гораздо сложней.

Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)

___________________________________________________________

Москва воспринимает США как угрозу своей безопасности ("United Press International", США)

Китайский вызов Москве ("The Washington Times", США)

Мусульманский вызов Москве ("United Press International", США)