В условиях, когда цены на энергоносители находятся на рекордно высокой отметке, иностранные инвесторы радостно потирают руки в предвкушении предстоящей открытой подписки на акции российского нефтяного гиганта "Роснефть", которая должна состояться в Лондоне. Однако лучше бы им сложить руки вместе и помолиться Всевышнему. Потребуется вмешательство высших сил, чтобы эта якобы восхитительная сделка не привела к катастрофе.
Большая часть активов этой контролируемой государством компании является результатом кражи "Юганскнефтегаза". Это основное добывающее подразделение компании Михаила Ходорковского ЮКОС, которое было экспроприировано государством. Сам Ходорковский - в прошлом богатейший человек в России - оказался в тюрьме по надуманным обвинениям в неуплате налогов; однако на самом деле с ним просто свели счеты, а его компанию разграбили за то, что он бросил вызов президенту Владимиру Путину.
Любое новое российское правительство, руководствующееся принципом главенства закона, быстро разберется в сути темных операций вокруг "Роснефти" и ЮКОСа. А инвесторы, стремящиеся заработать на "Роснефти" и подобных ей компаниях, столкнутся тогда с серьезными проблемами. Получится так, что они станут участниками масштабного финансового обмана, который никак нельзя будет скрыть.
Даже если команде Путина удастся сохранить свой контроль, привлечение высокопоставленных российских руководителей к работе в государственных компаниях создает коррупцию серьезных размеров. А если ситуация для иностранных инвесторов сложится неблагоприятно, они смогут обратиться за справедливостью лишь в российские суды, которые контролируются все теми же членами "путинократии", организовавшими такие сделки. Есть, конечно, и другой выход, однако законный бизнес не занимается подкупом чиновников.
Если финансовые опасности не являются достаточно убедительным доводом, то моральный риск здесь просто огромен. Сегодня Россия председательствует в Совете Европы, и кое-кто может сделать вид, что это вполне нормальное положение вещей. Одной рукой путинский Кремль подписывает необходимые международные соглашения и конвенции. А другой он систематически разрушает конституционные гарантии защиты, игнорируя те, которые еще остались. Россиян преследуют за политические убеждения и пристрастия. Еще 10 лет назад это было неслыханным делом.
Когда же Запад поймет, что для диктаторов, подобных Путину, дипломатия всегда будет улицей с односторонним движением? Он будет использовать любую уступку, источать улыбки на любой групповой фотографии, и вместе с тем, как только камеры уберут, этот человек станет делать только то, что считает нужным. Именно этого нам следует ожидать, если предстоящий саммит Группы восьми в Санкт-Петербурге пройдет на условиях, продиктованных Путиным. После такой демонстрации международного одобрения и очевидного подтверждения его демократических полномочий Путин использует сложившуюся обстановку для ускорения наступления на российскую конституцию, расширяя и продлевая свою верховную власть. Большая семерка представляла собой группу семи великих промышленно развитых демократий. Россия больше не демократия. А если учитывать ее растущую зависимость от высоких цен на энергоносители, то она вряд ли может считаться промышленно развитым государством.
В России буквально каждый день появляются новые законы, являющиеся насмешкой над демократическим процессом. Партия Путина "Единая Россия" только что предложила принять закон, в соответствии с которым любая "клеветническая критика в адрес государственных руководителей" будет считаться проявлением "экстремизма", а допустивший такую критику человек, по меньшей мере, будет лишен возможности избираться в органы власти. В одном из законов, принятых в начале текущего года, слова "экстремизм" и "терроризм" разделены лишь запятой. Естественно, значение данных терминов будет толковаться теми же самыми представителями власти. Сегодня в России даже словари работают на Кремль в деле контроля над несанкционированной деятельностью гражданского общества.
Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис (Terry Davis) писал о "тихой революции" в области прав человека в России. Дэвис и прочие лица из числа сторонников Путина ставят себя в оппозицию таким правозащитным организациям, как "Amnesty International" и "Human Rights Watch". Европейский суд по правам человека получает из России больше жалоб, чем из любой другой страны. А господин Дэвис заявляет, что рост потока жалоб является признаком прогресса, а не показателем скатывания России в полномасштабную диктатуру.
Такое отношение наносит существенный ущерб репутации этих организаций и их моральному авторитету. То же самое можно сказать и о Всемирной Торговой Организации, которая рассматривает вопрос о принятии России в свои ряды. Все выгоды от такой бартерной сделки, где происходит торг правами человека, получат наши самовластные правители, а не российский народ.
Самый трагический момент этого спектакля состоит в том, что западные политики и инвесторы глубоко дискредитируют себя. Они слишком многое ставят на кон и будут просто вынуждены защищать свои российские инвестиции у себя дома. Им придется использовать все свое влияние в собственных странах для поддержки своих инвестиций. Тем самым они станут не только участниками сомнительных финансовых сделок, но и окажутся причастными к катастрофе с гражданскими свободами в России.
Евросоюз выразил свое разочарование тем, что в ходе майского саммита "ЕС-Россия", состоявшегося в Сочи, не был подписан энергетический пакт. А чего еще можно было ожидать, если они по-прежнему готовы вкладывать миллиарды в нечестные предприятия, подобные "Роснефти"? За разговоры, в отличие от нефти, денег не берут. Западные лидеры могут выражать сожаление, озабоченность, даже "крайнюю озабоченность" - все, что угодно. Но Кремль не понимает этого языка. Лидеры свободного мира при определении целей своих взаимоотношений с Россией должны сделать выбор. Нужен ли им надежный партнер, который станет членом демократической европейской семьи, или они просто будут обмениваться любезностями и услугами с репрессивным режимом, чтобы покупать газ по хорошей цене?
Автор статьи является председателем Единого гражданского фронта и сопредседателем Всероссийского Гражданского конгресса. Он бывший чемпион мира по шахматам