Официальные представители США вчера сообщили, что Соединенные Штаты и Россия в последнюю минуту пришли к согласию и тем самым спасли программу повышения безопасности хранения или уничтожения советского ядерного, химического и биологического оружия. Удалось найти выход из давней тупиковой ситуации и избежать разрыва в отношениях буквально за недели до приезда президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) в Санкт-Петербург.
Эта стоящая многие миллиарды долларов программа, имеющая своей целью не допустить попадания оружия массового поражения (ОМП) в руки террористов или государств-изгоев, должна была быть закрыта в пятницу из-за упорно сохранявшихся разногласий по поводу правовых проблем. Но в пятницу официальные лица США и России в последнюю минуту заключили в Москве соглашение, которое позволяет продлить срок действия этой программы на 7 лет и фактически снимает данную проблему с повестки визита Буша.
Программа совместного уменьшения угрозы (Cooperative Threat Reduction program) представляет собой самые широкие в мире усилия в деле разоружения, и перспектива ее свертывания глубоко тревожит специалистов по контролю над вооружениями. Программа, начатая 14 лет назад, после окончания "холодной войны", уже позволила ликвидировать тысячи боеголовок, ракет и бомбардировщиков и достичь прогресса в деле повышения безопасности хранения биологического и химического оружия.
Но работа шла медленней, чем надеялись, и Россия все еще сохраняет тысячи излишних устаревающих ядерных боеголовок, а также огромные запасы других видов ОМП, которые, как опасаются специалисты, слабо защищены от кражи или продажи на международном "черном рынке". Американским подрядчикам в России пришлось бы прекратить свою деятельность, если бы посол США Уильям Бернс (William J. Burns) и заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк не подписали в пятницу вышеназванное соглашение.
"Продление срока действия всеохватывающего соглашения крайне важно", - сказал специалист по вооружениям из Российско-американского консультативного совета по ядерной безопасности Рафаэль Делла Ратта (Raphael Della Ratta). Без него "средства доставки ядерного оружия не будут демонтированы, химическое оружие останется без должной защиты и не будет уничтожено, а патогенные биологические рецептуры тоже останутся без должной защиты".
В то же время он и другие специалисты сетуют на то, что администрация Буша не демонстрирует достаточной настойчивости в деле уничтожения российского ОМП. "Мы ведем гонку со временем, чтобы обеспечить безопасность хранения этих материалов прежде, чем они будут утрачены, украдены или попадут в ненадлежащие руки, - сказал исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association) Дэрил Кимболл (Daryl G. Kimball). - Это (соглашение) является необходимым, но недостаточным шагом. Администрации нужно нажать на педаль газа с тем, чтобы повысить темп выполнения работы".
Один высокопоставленный чиновник администрации США сказал, что продление срока действия программы должно содействовать наращиванию усилий в деле уничтожения советского вооружения. "Это усиливает и укрепляет наше продолжающееся сотрудничество с Россией", - сказал этот чиновник, у которого не было полномочий говорить для протокола.
Вопрос продления срока действия программы не решался многие годы главным образом из-за разногласий в отношении обязательств сторон. Россия несла ответственность за любые несчастные случаи, даже за аварии или халатность по вине американских подрядчиков. Россия возражала против этих положений. Соглашение о продлении срока действия программы сохраняет эти положения для ныне осуществляемых проектов, но будет учитывать российские озабоченности в будущих проектах. Оно никак не затрагивает отдельной программы утилизации (оружейного) плутония, о которой было объявлено в 1998 году, но которая так и не была начата по причине аналогичного спора.
Закрытие программы совместного уменьшения угрозы омрачило бы визит Буша в Санкт-Петербург в следующем месяце для участия в саммите Большой Восьмерки (G-8). Это будет первый саммит G-8, хозяином которого выступит Россия, стремящаяся воспользоваться данным событием, чтобы наглядно продемонстрировать свое возвращение на мировую арену как великой державы.
Критики заявляют, что Россия не должна принимать у себя саммит организации промышленно развитых демократий в момент, когда президент Владимир Путин ограничивает политические свободы у себя на родине и использует энергетические ресурсы для демонстрации мускулов за рубежом. Буш маневрирует, пытаясь избежать создания впечатления, что, участвуя в саммите G-8, он поддерживает курс Путина.
Вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) недавно критиковал действия России, а администрация США намерена направить в Москву двух помощников государственного секретаря США, Дэниела Фрида (Daniel Fried) и Барри Ловенкрона (Barry Lowenkron), чтобы перед саммитом обсудить вопрос о правах человека в России. Вчера Буш также объявил, что незадолго до саммита G-8 собирается принять в Белом доме грузинского президента Михаила Саакашвили, чтобы выразить свою солидарность с российскими соседями, на которых оказывает давление Москва.
Соглашение о программе совместного уменьшения угрозы было заключено в 1992 году, по инициативе сенатора-республиканца от штата Индиана Ричарда Лугара (Richard G. Lugar) и сенатора-демократа от штата Джорджия Сэма Нанна (Sam Nunn), а в 1999 году оно было пролонгировано. По данным агентства по снижению военной угрозы Министерства обороны США (Defense Threat Reduction Agency), с тех пор были выведены из строя или уничтожены, в числе прочего, 6828 ядерных боеголовок, 612 межконтинентальных баллистических ракет (МБР), 885 ядерных ракет класса "воздух-поверхность", 577 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), 155 бомбардировщиков и 29 атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ).
Но все еще остается сделать очень многое. Как сообщает вышеназванное агентство, предстоит демонтировать примерно половину ядерных боеголовок, МБР, шахтных пусковых установок (ШПУ) МБР, БРПЛ и ПЛАРБ. Завод по утилизации химического оружия построен менее чем на 40%, а Федеральное контрольно-ревизионное управление США (Government Accountability Office) сообщило, что этот завод, возможно, не будет пущен в эксплуатацию ранее 2009 года.
Лугар приветствовал продление срока действия программы совместного уменьшения угрозы, но призвал Конгресс США устранить другие законодательные положения, которые угрожают этой программе. "Если распространение ОМП является первостепенной угрозой нашей национальной безопасности, мы не можем себе позволить никаких проволочек в наших ответных действиях", - сказал он.