Владимиру Путину придется подождать еще месяц, прежде, чем он сможет сыграть желанную роль хозяина встречи самых влиятельных мировых демократических лидеров на санкт-петербургском саммите 'большой восьмерки'. Но, похоже, российский президент уже приблизился к достижению своей основной цели, предотвратив серьезную реакцию со стороны G-8 на автократическую внутреннюю политику и империалистическое запугивание соседей.
Пару месяцев назад западные чиновники конфиденциально обещали, что Путину не дадут стать звездой саммита и напомнят, что он не чета избранным президентам и премьер-министрам, собирающимся в Санкт-Петербург. В мае вице-президент Чейни выступил с жесткой речью, в которой выразил свои претензии к Путину: поддержка диктаторов в Беларуси и Узбекистане, использование поставок энергоносителей в качестве политического шантажа, устранение независимой оппозиции в России. Президент Буш в принципе согласился посетить Киев перед Санкт-Петербургом для оказания поддержки прозападным демократам Украины, оказавшимся в затруднительном положении.
Однако за последние пару недель воля Запада к противодействию Путину сникла. На встрече министров стран-членов НАТО, состоявшейся 10 дней назад, Франция и ряд других европейских правительств отвергли американские проекты 'усиленного диалога' с Грузией и 'плана действий' по вступлению в альянс Украины. Затем Белый дом сообщил об отмене визита Буша на Украину, в значительной мере, из-за неспособности прозападных партий договориться о формировании нового правительства.
Сильнейшим шагом Путина было его согласие на поддержку усилий Запада по замораживанию ядерной программы Ирана. В обмен на поддержку, Россия добилась откладывания резолюции Совета Безопасности ООН, содержащей требование прекращения программы; она также отодвинула наметившийся раскол между Россией и Западом по вопросу санкций против Ирана. Пока Москва номинально проводит свою самую важную внешнеполитическую инициативу, администрация Буша не решается поднимать вопросы, затронутые Чейни.
Европейские политики не испытывают подобных угрызений совести. В Вашингтоне и Брюсселе они прямо заявляют о том, что к пагубной политике Путина нужно относиться терпимо - не только из-за Ирана, но и в связи с важной ролью России как поставщика энергоносителей. Высокопоставленный европейский чиновник так объяснил мне эту логику: в ближайшем будущем экономика европейских стран будет зависеть от российских энергоносителей. Но эти энергоносители будут недоступны, если в ближайшие годы Россия не осуществит огромные инвестиции и не предпочтет Европу Китаю в качестве рынка сбыта своих нефти и газа.
При такой слабости европейцев похоже, что американские чиновники смирились с тем, что на грядущем саммите Путин будет играть роль правителя возрождающейся супердержавы. Грузины и молдаване будут смотреть на то, как западные лидеры пьют за здоровье Путина, ни словом не вспоминая о российском бойкоте на их товары и поддержке сепаратизма. Российские демократы и независимые организации гражданского общества, если им повезет, довольствуются встречами в Москве с американскими чиновниками среднего звена. А наблюдатели в остальных странах мира, возможно, зададут логичный вопрос: 'Восьмерка' существует для того, чтобы служить России? Или есть еще какая-то цель?
____________________________________________________________
Избранные сочинения Джексона Дила на ИноСМИ.Ru
Взрывоопасный газовый контракт ("The Washington Post", США)
Безудержные амбиции России ("The Washington Post", США)
Агрессивный империализм Путина ("The Washington Post", США)
Россия: Демократия - полезнее для здоровья нации ("The Washington Post", США)
Говорить правду Путину ("The Washington Post", США)
Соседи г-на Путина ("The Washington Post", США)