Невозможность ухода В. Путина со своей должности становится политическим фактором. И чем тверже президент заявляет о своем намерении уйти из Кремля в 2008 году, тем меньше россиян верят в это. Такую вот фантастическую метаморфозу каждый раз подтверждают различные социологические опросы населения.
На память приходит одна забавная история про известного адвоката, который все свои речи в суде начинал одними и теми же словами: 'Господа, а ведь могло быть и хуже'. Этим он ненавязчиво напоминал присяжным, что его подзащитный не самый последний негодяй, что пробуждало некоторую лояльность по отношению к подзащитному. Регулярные успехи адвоката не могли не поднять волну талантливой зависти, и тогда оратору ловко подкинули дело, в котором отец обвинялся в изнасиловании своей дочери.
В день начала процесса зал был набит битком. Все думали - а как адвокат начнет свою речь? Неужели с традиционных слов? И тот действительно, встав, философски произнес: 'Господа, а ведь могло быть и хуже. . .'. 'Что, скажите, может быть хуже этого дикого преступления?' - взревел прокурор. И адвокат в тишине задал ему вопрос: 'А если бы он изнасиловал вашу дочь?'
Своя излюбленная и столь же волшебная фраза появилась и у президента России Владимира Путина. Он почти регулярно стал повторять слова: 'Менять конституцию ради того, чтобы остаться президентом на третий срок, я не намерен'. Но, во-первых, зачем ее менять самому, когда это с легким сердцем могут сделать окружающие его чиновники? (Они уже отчаянно грызутся за право совершить этот, в общем-то, неблаговидный поступок). А во-вторых, к чему произносить эти слова с устрашающей регулярностью восхода?
Очевидно, вы сами уже догадались. Человека вся страна умоляет изменить конституцию, чтобы не менять власть, а он тщательно избегает этого соблазна. В этой непростой, надо понимать, ситуации, он сохраняет верность основному закону! А сколько соблазнов! Только пальчиком шевельни - и ты останешься в Кремле с величайшими полномочиями... А он - сопротивляется! И это не может не вызвать восхищения! Вполне понятно, что число сторонников третьего срока В. Путина стремительно растет. Об этом свидетельствует социологический опрос, проведенный 'Левада-центром' в 46 субъектах федерации, результаты которого были опубликованы на прошлой неделе.
В августе 2005 года (время предыдущего опроса) 41% опрошенных россиян положительно относились к идее изменения конституции, чтобы позволить В. Путину избираться на третий срок. Внушительная цифра! Но тогда 42% опрошенных отрицательно отнеслись к этой затее. Ситуация была, как видим, несколько сомнительная. Но вот после многократных заявлений господина В. Путина о верности конституции цифры удивительнейшим образом изменились. К лету 2006 года уже 59% опрошенных одобряют изменение конституции 'под Путина', и только 29% россиян считают это неприемлемым. Понятно, что если В. Путин еще несколько раз твердо произнесет, что ни в коем случае не будет менять конституцию ради того, чтобы еще четыре года управлять государством, то завоюет симпатии и тех, кто сегодня возражает против этого.
Народ уже давно не думает над вопросом - кто станет президентом России в 2008 году. Одним это просто уже неинтересно, а другие уже все давно поняли. Более пикантен другой вопрос: а для чего так настойчиво и широкомасштабно проводится операция 'Преемник'? Понятно, что на этом можно 'освоить' неплохие деньги, но... Тут вспоминается еще одна история. Существует весьма любопытная версия о том, что на президентских выборах 2000 года победа В. Путина было достаточно очевидной. Он без труда и, что особенно интересно, сам выигрывал по всем показателям. Естественно, возникла одна, но концептуальная проблема: у победы не было автора, которого бы следовало благодарить. В этом случае он никому не был бы обязан своей победой. И тогда, якобы для демонстрации волевых качеств В. Путина, была затеяна очередная Чеченская война, которая вполне реально и даже грубо обозначила предмет благодарности - силовые структуры. Трудно сказать, насколько эта информация достоверна, но благосклонное отношение президента к силовым структурам, особенно к ФСБ, очевидно.
Таким образом, можно вполне корректно предположить, что операция 'Преемник' организована только для одного человека, который должен увидеть, кого он должен благодарить за очередную инаугурацию, доставшуюся неимоверным трудом. Ведь народ, не подготовленный для выбора даже губернаторов, не способен самостоятельно принять правильное решение.
Акрам МУРТАЗАЕВ, лауреат Премии 'Золотое Перо', Москва, информационно-аналитический портал 'Евразийский Дом'
N98, вiвторок, 20 червня 2006