В июле этого года, впервые в истории ежегодная встреча лидеров ведущих промышленно развитых государств пройдет в стране, не приверженной демократическим ценностям.
Россия была допущена в 'большую восьмерку' в 1990-е годы, когда казалось, что она движется в верном направлении.
Но в годы правления президента Владимира Путина постоянно усиливались авторитарные тенденции, а теперь настало время России стать хозяйкой саммита.
Возможно, действия России - в том числе, атаки на прессу и запугивание соседних стран - будут обсуждаться, когда президент Буш и другие лидеры соберутся в Санкт-Петербурге 15-17 июля. Но не рассчитывайте на это.
Попытки озвучить эту обеспокоенность были встречены ледяным молчанием. Призывы к приостановлению членства России в G8 ушли в никуда. А майское выступление вице-президента Дика Чейни, в котором он критически отозвался о России не вызвало серьезной реакции партнеров по 'восьмерке', если не считать возмущения России.
И что же скрывается за этим отсутствием реакции, достойным беспозвоночного существа с проблемой самооценки? Есть два объяснения. Первое - нефть. Второе - природный газ. У России они есть. Другие страны, особенно европейские, в них нуждаются и готовы ради них забыть о собственных принципах и самостоятельности.
Одним словом, это зависимость.
Главы европейских государств, старающиеся угодить Путину, должны серьезно задуматься о созыве первого заседания общества анонимных нефтеголиков - но это в том случае, если им хватит духа признать наличие проблемы. На своем учредительном заседании они могли бы обсудить то, как зависимость от нефти подрывает их способность к решению нарастающих мировых проблем.
Помимо вызывающей позиции России они могли бы рассмотреть проблему Ирана, который из-за их коллективной нерешительности, а также сопротивления русских и китайцев вовсю реализует свои ядерные амбиции. Иран не боится экономических санкций, утверждая, что Запад отступит, если столкнется с угрозой потери нефти.
Они могли бы взглянуть и на Саудовскую Аравию, родом из которой были 15 из 19 террористов 11 сентября , которая в своих учебниках учит воинствующему исламу и не реагирует на критику, высказываемую порой Соединенными Штатами.
Эти примеры показывают, что стоимость нефти гораздо выше, чем цена за баррель. Она может быть по-разному деноминирована. Одна из возможных причин - изменение климата, о котором уже говорилось в этой рубрике. Другая причина - рост авторитаризма, равно как распространение ядерного оружия. Налогоплательщикам приходится немало платить за то, чтобы политики решали эти проблемы. Если одна из них перерастет в кризис, им придется платить гораздо больше.
Немалую ответственность несут США, на которые приходится четверть мирового потребления нефти. Простых решений нет. Увеличение налогов на бензин - жесткая мера. Разработка отечественных запасов - мера, неадекватная задаче. А практическая альтернатива нефти, может, появится, а, может, и нет. Но как бы неприглядно это ни выглядело, игнорирование тревожных тенденций в мире может привести к еще более печальным последствиям.
Можно было бы начать с признания того, что центральный вопрос заключается не в том, сколько, а в том, как мы должны платить за энергию. Если мы сможем начать переносить скрытые издержки с налогоплательщиков на потребителей энергии, то подлинная природа нашей зависимости станет более видимой.
____________________________________________________________
Первый закон петрополитики ("Foreign Policy", США)
Подлинные причины роста нефтяных цен ("Newsweek", США)