Судя по всему, не исключена новая "газовая война" между Россией и Украиной. Руководство "Газпрома" объявило, что собирается в начале июля пересмотреть цену на газ, поставляемый на Украину. Заместитель председателя правления "Газпрома" Медведев недавно сказал в интервью украинской экономической газете "Галицкие контракты", что с 1 июля цена будет пересмотрена в очередной раз. Это предусмотрено соглашением, заключенным обеими сторонами 4 января. Рыночная цена, решительно добавил Медведев, составляет 230 долларов США за 1000 кубических метров.
В свою очередь, президент Ющенко считает, что такая цена является нереальной, и она не под силу Украине с экономической точки зрения. К тому же январское соглашение рассчитано на пять лет, и оно не может быть изменено в одностороннем порядке. В настоящее время цена на газ, поставляемый Украине, составляет 95 долларов США за 1000 кубических метров, что почти в два раза больше, чем до "газовой войны" в январе. "Газпром" тогда потребовал 230 долларов, затем удалось договориться о заметно более низкой цене в размере 95 долларов, благодаря включению в объемы российских поставок более дешевого туркменского газа.
Даже такого сравнительно "скромного" повышения цены на газ хватило, чтобы заставить дрогнуть украинскую экономику. Всемирный банк в связи с последствиями этого скорректировал прогноз относительно роста украинской экономики на этот год, оценивавшийся первоначально на уровне 3,5-5 процентов, в сторону понижения, до уровня 1,5-3,5 процента. В нынешних условиях рост украинской экономики составит, в любом случае, около 2 процентов. Увеличение расходов на особо энергоемких промышленных предприятиях составит, возможно, в общей сложности около одного миллиарда долларов США.
В тяжелом финансовом положении из-за повышения цены на газ оказался также украинский государственный концерн "Нафтогаз Украины", поскольку руководству страны показалось неприемлемым из соображений социально-политического характера повышать на такую же величину цену на газ для частных потребителей и общественных учреждений. Так, "Нафтогаз" продает газ частным потребителям и общественным учреждениям по необычно низкой для Европы цене: 37 долларов США. Недавно были названы долги концерна "Нафтогаз" перед посреднической компанией "РосУкрЭнерго", они составляют полмиллиарда долларов США.
Президент Путин, еще в начале года высказывавшийся во время спора из-за высокой цены на газ в пользу повышения его стоимости до 230 долларов США, и сегодня относится к числу тех, кто поддерживает требования государственного концерна "Газпром" о новом повышении цены, бедственное положение Украины их не волнует. На днях Путин, встречаясь с журналистами из государств-членов Большой Восьмерки, сказал, что Россия достаточно долго субсидировала Украину, что стоило ей миллиарды долларов. По его словам, если западные европейцы считают, что Украина должна платить меньше, чем Западная Европа, то западноевропейские правительства должны компенсировать разницу.
Таким образом, конфликт кажется запрограммированным. Но он в очередной раз может напугать и западных европейцев. Глава "Газпрома" Алексей Миллер недавно обратил внимание на то, что Украина закачивает слишком небольшие объемы газа в подземные хранилища. Поэтому в случае проблем с поставками во время отопительного сезона - следует добавить и в случае нового спора по поводу цены на газ - может пострадать и Западная Европа.
Миллер, очевидно, имел в виду "нелегальный" отбор газа Украиной в январе, что в случае повторения может привести в очередной раз к падению давления и в газопроводе, идущем на Запад. Украина обвинение в недостаточности запасов отвергла. "Газпром", говорят там, поставляет недостаточно газа, чтобы делать запасы, так как русские рассчитывают сначала получить больше денег. Украина приперта к стенке и находится в критическом экономическом положении. Русские, судя по всему, в очередной раз заняли жесткую позицию. Это напоминает ситуацию на рубеже 2005-2006 годов. Дойдет ли дело до нового обострения этого противостояния, зависит также от переговоров между "Газпромом" и туркменским президентом Сапармуратом Ниязовым, которые начались сегодня в Ашхабаде. В феврале Ниязов объявил о повышении цены с 65 до 125 долларов США.
Российские специалисты считают, что в Ашхабаде может быть достигнут компромисс. В любом случае, Украине, видимо, предстоят значительные расходы, поскольку "Газпром" или "РосУкрЭнерго" повысят цены, исходя из повышения цены на туркменский газ. Этот газ является частью той смеси газа, о поставках которого была достигнута договоренность в январе. Сам Ющенко, который об этом не хочет ничего знать, еще в январе утверждал, что размер сборов за транзит газа по украинским газопроводам на Запад остается действительным на весь срок действия соглашения, заключенного на пять лет. Однако цена за транзит газа может быть изменена уже через полгода, сказал тогда Ющенко, если цена за туркменский газ увеличится, по меньшей мере, на 10 долларов США. Пока остается открытым вопрос, будет ли повышение цены ограничено "туркменским фактором", и не попытаются ли русские получить больше. Высказывания Путина и Медведева не предвещают ничего хорошего.
Украинская сторона не имеет никакой возможности повлиять на переговоры между "Газпромом" и туркменами. Декабрьская попытка договориться с Туркменистаном о прямых поставках и, тем самым, уменьшить зависимость от "Газпрома" провалилась, так как Киев не заплатил туркменам по старым нефтяным счетам, и в связи с господствующим положением русских как посредников Средней Азии в газовом бизнесе. Мириться с этой ролью вынуждены все больше и других конечных потребителей туркменского газа. Поскольку "Газпром" владеет не только монополией на переброску среднеазиатского газа через Россию.
В материалах западноевропейских исследовательских институтов уже год назад говорилось о том, что "Газпром" вот-вот обретет полный контроль над южнокавказской и среднеазиатской газотранспортными системами. Это, в свою очередь, позволяет "Газпрому" заключать контракты на большие объемы туркменского газа и помогает бороться с конкурентами. Все это значительно усиливает российские позиции на переговорах.
Грузии, Белоруссии, Молдавии, Армении или Украине хорошо известно, насколько жесткими могут быть действия "Газпрома". То, что речь при этом идет также о политическом заказе Кремля, хотя это и оспаривают руководство газовой отрасли и многие российские политики, дал недавно ясно понять посол России в Киеве Виктор Черномырдин. По его словам, если бы отношение к Москве было лучшим, Украине было бы легче и на переговорах о газе.