На этой неделе, когда Джордж У. Буш прибудет с визитом в Будапешт по случаю пятидесятой годовщины Венгерского восстания 1956 г., он вполне может рассчитывать на теплый прием. Хотя некоторые венгры до сих пор с горечью вспоминают, что США не оказали никакой помощи этому обреченному восстанию против советского господства, большинство граждан страны благодарно Америке за ту роль, что она сыграла в падении коммунистических режимов.
Кроме того, подобно жителям других центральноевропейских стран, они убеждены, что США остаются главным гарантом их безопасности - в том числе и в отношении Москвы, какой бы абстрактной ни представлялась сегодня российская угроза. Поэтому, когда г-н Буш, как запланировано, выступит в Будапеште с речью, посвященной борьбе за торжество демократии во всем мире, его слова не будут восприняты с цинизмом, как это происходит в других странах, в особенности западноевропейских.
Хотя у центральноевропейцев политика США в отношении Ирака и Ирана также вызывает озабоченность, куда большее значение для них имеет другое - именно военная мощь Америки обеспечивает им защиту. Вступление в Евросоюз принесло странам Центральной Европы огромные экономические и политические преимущества, однако с военной точки зрения для них нет ничего важнее членства в НАТО.
Виктор Полгар (Viktor Polgar), глава пресс-службы венгерского МИДа, отмечает: 'Очевидно, членство в НАТО имеет огромное значение. Венгрия считает, что участие в этом альянсе обеспечивает национальную безопасность страны. При этом мы, конечно, придаем все большее значение политике безопасности и оборонной политике в рамках ЕС'.
Эугениуш Смоляр (Eugeniusz Smolar), глава варшавского Центра международных отношений, выражается откровеннее: 'Что касается Польши, то ее безопасность связана с Америкой, а развитие - с Европой'.
Недавние попытки России усилить свое влияние в регионе - в особенности за счет господствующих позиций в области поставок энергоносителей - лишь способствовали укреплению отношений между центральноевропейскими государствами и США. Официальные власти этих стран, первыми усмотревшие потенциальную угрозу в возрождении России при президенте Владимире Путине, утверждают, что в Вашингтоне к их мнению относятся с большим сочувствием, чем в Брюсселе.
Недавняя речь вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) в литовской столице Вильнюсе, в которой он подверг критике воинственную энергетическую политику России, в Западной Европе была воспринята скептически, но на Востоке, особенно в Польше, получила позитивную оценку. Так, Павел Залевский (Pawel Zalewski), председатель комитета польского парламента по иностранным делам, замечает: 'Мы восприняли ее весьма позитивно. Эта речь не носила антироссийского характера, но она продемонстрировала, что США не бросят Центральную Европу ради укрепления отношений с Москвой'.
Польша - самая крупная и активная страна региона, проявляет куда большую готовность поддерживать США и критиковать Россию, чем Чешская Республика, Словакия и Венгрия, которые предпочитают держаться в тени. Однако различия между их позициями относятся скорее к тактике, чем к основополагающей стратегии. Все четыре страны приветствуют действия администрации Буша по распространению демократии в странах бывшего СССР, в том числе на Украине и в Беларуси.
Особую активность проявляют словацкие НПО. Кроме того, именно в Братиславе в прошлом году прошла встреча Путина с Бушем, а годом раньше премьер-министр страны Микулаш Дзуринда (Mikulas Dzurinda) поддержал предвыборную кампанию г-на Буша. Роберт Фицо (Robert Fico), который скорее всего станет преемником г-на Дзуринды после победы его партии на недавних парламентских выборах, выступает за более компромиссный курс в отношении Москвы. Но и он вряд ли поставит под сомнение необходимость альянса с партнером по другую сторону Атлантики.
В преддверии войны в Ираке главы 10 государств Центральной и Восточной Европы подписали письмо, где выражалась поддержка позиции США. Чешское правительство отказалось присоединиться к этой акции, но президент Вацлав Гавел (Vaclav Havel) поставил подпись под письмом от себя лично.
В самом вторжении в Ирак приняла участие только Польша. Хотя позднее Варшава и выразила беспокойство в связи с распространенными накануне войны разведданными о том, что у Ирака якобы имеется оружие массового поражения, консервативное правительство, пришедшее к власти прошлой осенью, привержено союзу с США не меньше, чем его предшественники из левого кабинета. Министр обороны Радек Сикорский (Radek Sikorski) - один из самых проамерикански настроенных высокопоставленных чиновников в Европе. Правительство призывает Вашингтон разместить на польской территории одну из баз создаваемой США системы противоракетной обороны.
Тем не менее, в том, что касается работы, учебы, отдыха или переезда на постоянное жительство, для жителей Центральной Европы запад континента по сравнению с США пользуется явным приоритетом. Расширению контактов с Америкой на индивидуальном уровне препятствуют трудности с получением виз; поляки, чехи, словаки и венгры весьма недовольны тем, что не имеют возможности въезжать в США без визы. Они считают парадоксом тот факт, что, будучи самыми преданными союзниками США в Европе, они сталкиваются с визовыми барьерами, а западноевропейцы в этом отношении никаких проблем не имеют. Так что если в Будапеште г-ну Бушу и придется выслушать критические замечания, то они, скорее всего, будут касаться визового режима, а не вопросов 'высокой политики'.
____________________________________________________________
США и Европа: восход Меркурия ("The Financial Times", Великобритания)